Движение к Империи Солнца


Часть первая

Истерия сегодняшних будней все туже затягивает на шее транспортный узел. Есть мнение, что подобное лечится подобным. Может быть, в силу этого утверждения многие современные творческие экзерсисы (упражнения) наполнены по завязку этой истерией? Кого должна разбудить "Психоатака на умы"? Здесь мало кто спит спокойно...

Вот и киевская рок-н-ролльная музычка. Посещаю редкие концерты, иногда смотрю телевизор. Дорвавшиеся до средств массовой информации былые партнеры по кофепитию творят миф о могучем вкраинском индепенденте. Столпы оного инди - бледные лица, бескровные губы. Постчернобыльские герои. Слабый голосок в телеэкран: ка-ра-ул...

Все эти картинки с натуры - для контраста. Ибо вступление закончено, и пора переходить к главным героям истории с таким жизнеутверждающим названием.

...Все получилось просто замечательно. Конец февраля. Пришла на концерт. Выступал вокально-инструментальный коллектив. Во мне, похоже, сработала оранжевая чакра. Песенки запали в душу. Коллектив - года полтора назад не понравившийся ЫИЦКИЙ АУН. Песенки спустя некоторое время назовут "романтическим хардкором" (Сергей Мясоедов). Пусть так. Не об этом речь. После того концерта я напросилась на репетицию. А на репетиции "Ауны" сыграли песенок во много раз больше. А потом сказали: есть, мол, у нас еще и параллельный проект, ИМПЕРАТОР называется. И спели несколько "императорских" песенок. А потом настал май. На пороге лета затеяли концерт в "Косом Капонире", где ИМПЕРАТОР чуть ли не впервые предстал перед киевским народом. Сначала народ притоптывал одной ножкой, потом двумя, а потом... Дискотека! Во всей полноте эмоций школьные годы чудесные промелькнули перед глазами. Песни были узнаны. Это они пелись во дворах "классными пацанами". Может быть, слова и музыка были чуть-чуть другими. Но - под гитарку. Но - с надрывной хрипотцой. Ломающимися голосами - о взлетах и падениях подростковой чувственности. А это - очень важный момент человеческой жизни. Тот, о котором не забывают. Группа ИМПЕРАТОР, похоже, знает аккорды, способные пробудить эту память. Разумеется, об этом хочется поговорить. И спустя некоторое время происходит разговор с вокалистом-гитаристом ИМПЕРАТОРА Женей. Вот так.

Татьяна Ежова: Как появился ИМПЕРАТОР?
Женя: Сначала родился проект ДЖОНСОН И ДЖОНСОН. В нем участвуют два человека - наш барабанщик Женя Чупринка и я. Начинали мы со всяких приколов с двумя магнитофонами. Сидели и накладывали на чужие музыки свои тексты и чужие тексты на свои музыки. Одним из пластов творчества ДЖОНСОН И ДЖОНСОН были песни, стилизованные под дворовые. Мы попробовали их сыграть в электричестве. Получилось замечательно. Энергично и душевно, как во дворе.

Таня: А сами во дворе пели такие песни?
Женя: В те времена, когда мы ходили гулять во двор, я лично еще не умел играть на гитаре. Играли и пели другие ребята. А когда я и мои друзья учились играть на гитаре, нас больше интересовал рок. Дворовые песни мы уже не слушали. И только совсем недавно, когда мы достигли нормального возраста и стали воспринимать мир по-здоровому, когда прошли юношеские маразмы, мы стали понимать, что такие песни - это хорошие песни. А позднее выяснилось, что мой лучший друг по жизни и по музыке Женя Чупринка пишет замечательные тексты и сочиняет потрясающие мелодии.

Лирическое отступление номер один. Вышеупомянутый концерт в "Капонире". Обратная сторона "романтического хардкора": ИМПЕРАТОР бьет по восторженной публике "дворовыми" аккордами. И - песенка:

Сегодня у подъезда я весь день тебя ждала,
А ты пришел такой чужой.
Пиджак пропах духами и в помаде рукава,
И взгляд какой-то не такой...


Самое интересное, что не поверить трудно...

Таня: Не кажется ли тебе, что некоторое количество людей воспринимает ваши песни достаточно серьезно?
Женя: Может быть. Хотя я заметил, что песни ИМПЕРАТОРА правильно воспринимают люди без снобизма. И с хорошим чувством юмора...

Лирическое отступление номер два. В это время в голове вертится песенка ИМПЕРАТОРА:

И девчонка у дверей, где он живет,
Написала: "Я тебя люблю",
И на шее у этих же ворот
Затянула смертельную петлю...


Таня: Как ты думаешь, могут ли ваши песни кого-нибудь спасти от страшного поступка? Ведь у всех была несчастная любовь. Особенно первая.
Женя: Хотелось бы. Если так произойдет, мы будем только рады. Нам кажется, что наши песни как раз не провоцируют чересчур серьезно относиться к первым ударам судьбы. Скорее наоборот, весело об этом рассказывают. Если бы мы чувствовали, что наши песни могут плохо повлиять на сознание, мы бы такого не пели.

Таня: Скажи, а почему почти во всех песнях трагический конец?
Женя: Вообще-то это все от романтизма происходит. По-моему, еще Жуковский писал баллады, которые, как правило, заканчивались трагически. Да и многие поэты на ранних этапах своего творчества, как мы учили в школе, обращались к романтизму. Хотя это научный подход, болезненный в некотором роде.

Таня: Получается, что такие песенки сочиняют душевно здоровые люди, а ярлыки придумывают...
Женя: ...те, кто не может писать такие песни, а может только обсуждать...

Лирическое отступление номер три. Тут мне приходится ввернуть замечание, что обсуждать можно не только из-за болезненной тяги к словесным нагромождениям, а просто от желания приобщиться к творческому процессу. Слава Богу, со мной соглашаются. И я решаюсь спросить...

Таня: А почему большинство ваших песен поется от женского имени?
Женя: Во-первых, так веселее. Во-вторых, в подростковом возрасте мальчики более замкнуты, чем девочки. Психологически не так бы воспринималось, если бы мальчик взял и спел бы такую лирическую песню от своего имени. В том возрасте хочется себя чувствовать мужественными. Кстати, сначала мы на все это не обращали внимания, и только когда в программе ИМПЕРАТОРА появилось уже несколько песен, мы заметили, что они от женского имени, и прикололись еще больше.

Таня: И стало еще веселее?
Женя: Да. Конечно. Видимо, это настолько естественно. Хотя есть у нас еще песни-диалоги. Вот "Милая Моя" - это диалог парня и девушки, а в песне "О, Мама, Мама" сын разговаривает с мамой.

Лирическое отступление номер четыре (без комментариев).

- Да, это любовь!
- О, мама, мама...
- Конечно, любовь. Ее узнала я.
Я в юности также гуляла с парнем,
Теперь он твой папа...
Па-па-рай-ру-ра!


Таня: А почему ИМПЕРАТОР?
Женя: Название хлебное очень. Оно нам весьма подходит. Мощно, хлебно так.

Таня: Вот скажи, коль такие песни пишут люди, здоровые духом, как там насчет тела?
Женя: Да, это само собой. Автор почти всех "императорских" песен Женя Чупринка - просто парень с плаката. Вообще-то взаправду вокалистом должен был быть он. Но ему пока хочется быть барабанщиком. Он - человек очень талантливый и в то же время скромный. Хотя, возможно, однажды он запоет сам. Как на кассетах с записями ДЖОНСОН И ДЖОНСОН.

Таня: Сколько времени существует ИМПЕРАТОР?
Женя: Как идея - года два. А этим составом - я на гитаре, Женя на барабанах и Рома Гомельский на басу - с марта этого года. Хотя песенки написаны уже давно, мы их часто поем в компаниях. И даже был один концерт на нашей репетиционной точке. Изначально это все делалось для себя и для друзей. Кстати, в нашей программе есть настоящие народные песни. Это хит "Наташка" и "Калаус".

Лирическое отступление номер пять. Помню, что именно "Наташка" первой запала мне в душу. Правда, тогда я не знала, что это настоящая "народная" песня, пришедшая в репертуар ИМПЕРАТОРА с чьей-то курортной кассеты. Дело в том, что "императорские" стилизации отличаются завидной правдивостью...

Таня: Получается, что в "Капонире" у вас было первое массовое выступление?
Женя: Относительно массовое. Потому что на концерте, в основном, были друзья и друзья друзей.

Таня: А запись этого концерта, между прочим, уже переписывается. Возможно, когда-нибудь она потеряет название и ваши фамилии и останется таким народным творчеством...
Женя: Главное, чтобы было весело. Пока у нас еще нет продюсера, который бы занимался проблемами авторских прав...

Часть вторая

В начале 70-х еще существовали столы, под которые я могла ходить пешком. От этого времени воспоминаний почти не осталось. Разве что ощущение пропитанных солнцем дней, причем независимо от времени года. Гайдаевские фильмы по телевизору, еще ч/б. Песенки из "Кавказской пленницы". "Это вам не лезгинка, а твист!". И - оп, оп! - тело захватывает танец, тело приобретает легкость. Еще - ресторан "Плакучая ива", где артист Никулин поет песню про зайцев. Та же легкость, то же настроение. Впрочем, вряд ли именно это тогда запало в мою память. Было другое - воздушные шарики на Первомай, качели-карусели в ЦПКиО, радиола "Урал" на тонких ножках. И кипа пластинок - взрослых и детских, всяких. В большинстве своем хороших. А также много сборников на бобинах, записанных на 9 скорости и ворвавшихся в мое детство вместе с магнитофоном "Нота".

Может быть, это подсознательная ностальгия. Но не по детству, хотя, говорят, все мы оттуда родом. Наверное, это ностальгия по солнечным дням. Ведь наличие нашего общего светила на небе еще не значит, что день солнечный. Просто мое раннее детство совпало с тем периодом, когда Вселенная проецировала на планету Земля ощутимый позитив. Дабы не допустить на него налет грусти, замечу, что такие периоды повторяются. От конца света к Ренессансу, невзирая на приближающееся III тысячелетие. "Радуюсь - еще осталось много впереди счастливых долгих лет..." - так пела группа ВОСКРЕСЕНИЕ...

...Разговор продолжается.

Таня: Как ты, человек достаточно молодой, пришел к советской эстраде 60-70 годов?
Женя: Все это происходило в процессе смотрения фильмов тех лет. В них музыка такая душевная. В ранней юности я любил рок-н-роллы и твисты. И мне нравились песенки типа "Черного Кота". Я стал искать пластинки, с которых поначалу переписывал только песенки в рок-н-ролльных аккордах. А потом узнал, что басист ВВ Саша Пипа очень любит музыку тех лет. Как-то мы пересеклись, я навис, и он мне дал три кассеты. Я их отслушал. Очень многое мне понравилось, и не только песни с рок-н-ролльной основой. Главное, чтобы душевность была.

Таня: А какие-нибудь фамилии назвать можешь?
Женя: Магомаев, Миансарова. Хорошие песни были у Бюль-Бюль-оглы. У Мулермана тоже. Я как-то нашел его пластинку с фотографией на конверте и просто обрадовался. Такой типаж! Была еще такая тетенька Аида Ведищева. Она пела песенку про оленя и еще колыбельную в мультфильме про Умку. Очень замечательная тетенька и песенки душевные. Очень понравились мне эти песенки. Берут чем-то. Вот как фильм про д'Артаньяна. Давеча его по УТ показывали...

Лирическое отступление номер шесть. "Ах, дурные, дурные люди! В "Комсомолке" напечатали статью, критикующую "Мушкетеров"... Обидно очень. Нельзя подумать, что этот фильм переснимут. Нельзя! Это очень отличный фильм..."
(запись из моего личного дневника от 27.01.80 г. Мне 11 лет).

Женя: ...Там душевность пробивает через все. У меня дилетантский подход, но это настолько здорово и настолько классно! Вот песня про Констанцию... Смотришь в телевизор, как д'Артаньян поет, бегает, страдает - и мурашки по коже бегут.

Таня: А я в конце третьей серии всегда плакала. Жалко было, что фильм закончился и надо ждать, когда его снова покажут. Письма на телевидение писала. Это ведь мой любимый фильм...

...Тут в разговоре всплывает понятие "киношная музыка".

Женя: Я хотел бы сочинять музыку киношного характера. Как Гладков, Рыбников. Опять же, замечательные и любимые мной фильмы про Красную Шапочку и Буратино.

Таня: Все эти фильмы вышли в преддверии 80-х, и музыка в них относится к периоду заката застоя...
Женя: У меня эта музыка не связывается с политикой. Для меня неважно, какое это время. Эти фильмы, эта музыка не являются для меня носителями определенной эпохи. Для меня они хороши тем, что они есть.

Таня: Получается, что музыка у тебя не ассоциируется со временем, когда она была написана?
Женя: У меня всего одна песня рождает настроение тех лет. Это песня Аллы Пугачевой "Очень Хорошо". Она у меня представляется таким ярким солнечным воскресеньем 1975 года в парке Победы. Мы тогда с папой и мамой ходили в парк на карусели. Все это узнается. Остальные песни нравятся потому, что они просто хорошие.

Таня: Таким образом, у нас родился новый стиль - "киношная музыка".
Женя: А он не родился, он как бы был.

Таня: Но о нем никто не говорил.
Женя: Просто все знают, что есть замечательные фильмы, замечательная музыка. Вот и все. Это очень естественно и нормально. Оно просто есть. Вот как сегодня хороший день, и из этого нормальные люди не делают никаких течений, стилей. Это нормально. Вот так и эти песенки естественно воспринимаются...

Часть третья

В здоровом теле - здоровый дух. Эта фраза неоднократно всплывала в ходе нашего разговора. Разумеется, поговорили и о спорте...

Женя: Очень люблю футбол. Люблю с детства. Сейчас проходит Чемпионат мира. Это просто праздник. Вот Колумбия играла с Румынией. Колумбия влетела просто замечательно. Второй гол в исполнении Хаджи - просто красавец. Кстати, если говорить о спорте вообще, думаю, что любителям хоккея будет интересно узнать, что известный хоккеист Алексей Житник, который сейчас играет в команде "Los Angeles Kings" в первой пятерке с Уэйном Гретцки, учился в одном классе спортивной школы с нашим барабанщиком.
Спорт мы все очень любим. По воскресеньям ходим играть в футбол. Для меня это не просто игра, это целая эстетика. Наверное, я в этом плане немножко болезненный, потому что рассказываю словами свои переживания. Хотя у меня это недавно. Раньше я играл в футбол и просто радовался, а сейчас вот знаю слова, которыми можно рассказать об этом. Я одинаково хотел бы быть хорошим музыкантом и хорошим футболистом. Для меня это равнозначно. Сам я не могу, как эти парни на чемпионате мира. Но когда я смотрю на их игру, меня такая же радость берет, как от хорошей песни.

Таня: Все это во взаимосвязи получается?
Женя: Да. Какая-то энергия от телеэкрана в тебя вселяется. Когда кто-то забивает гол-красавец, сразу появляется жизненный тонус, хочется жить, хочется самому так играть. Это прекрасно. Это действительно искусство. Хотя не все это понимают. Даже комментатор порой говорит: "Только что он умело забил гол". Да он просто гениально забил, гениально обыграл трех защитников! Футболисты - это такие же гении, как писатели или композиторы. Для меня это круто на таком уровне. Люди делают на поле праздник. Я даже себе придумал такую мульку: каждый человек в своей жизни должен хотя бы раз забить гол в падении через себя (ножницами). Другими словами, должен хотя бы раз сделать что-то исключительное.

Таня: У тебя такой раз был уже?
Женя: Пока нет.

Таня: А стремление есть?
Женя: Конечно, есть.

Таня: Главное, чтобы оно не проходило.
Женя: Моторчик в заднице не позволит...

...Глубокая ночь. Лето катится к середине. За окном - возбужденно-радостные голоса. Сегодня - выпускные балы. Кто-то вступает во взрослую жизнь. "Последний Школьный Бал" - новая песня в репертуаре ИМПЕРАТОРА.

Танцы, беседы на школьном дворе.
Спирт, сигареты...
Ребята навеселе.
Свечи ярко горят по углам...


...А моя выпускная ночь была не такой теплой и где-то даже дождливой... Впрочем, это уже другая история.

20-26.06.1994
Фото: Константин БОГУСЛАВСКИЙ


Автор: Татьяна Ежова
опубликовано 14 апреля 2009, 11:27
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.005