"Московский Комсомолец" 27.02.1987 (фестиваль "Таллин-87")


Время разочарований и открытий

ТАК УЖ исторически сложилось, что Москва, Ленинград и Таллин стали центрами развития отечественной рок-музыки. Но эстонцам на первом этапе этого развития повезло немного больше. У них намного раньше стали проводиться традиционные рок-фестивали, более оперативно работали и работают радио и телевидение, и, наконец, нет, пожалуй, сегодня ни одной эстонской профессиональной группы, которая не была бы записана на грампластинках, В последнее время центральная и региональная пресса стала вновь уделять внимание развитию рока в нашей северной республике, и эти материалы (в частности, о группе РОК-ОТЕЛЬ) вызвали многочисленные споры.

Поэтому довольно сложно было устоять перед приглашением побывать в столице Эстонии на первом смотре-фестивале лучших любительских ансамблей республики, который был назван организаторами «Репортаж легкой музыки «Таллин-87».

В первый день музыкального форума гостям были розданы справочники по всем любительским группам Эстонии, из которых мы узнали, что сейчас в республике зарегистрированы и аттестованы 347 ансамблей (в прошлом году их было лишь 316), из них 210 — первой категории. Сорока двум ансамблям было дано право защищать честь жанра перед представительным жюри во главе с композитором Олавом Эхала.

ОТКРЫЛА таллинский музыкальный марафон группа КАРАВАН, которая по итогам опросов журнала «Ноорус» уже несколько лет подряд занимает в республике первое место по популярности. Музыканты в ансамбле вроде бы неплохие. Но уровень? Все это напомнило время расцвета ВИА в начале восьмидесятых годов. И еще — группа лишний раз напомнила неискоренимую пока в Эстонии практику исполнения зарубежных шлягеров как на языке оригинала, так и в переводе на эстонский.

Группа ЗЕРКАЛО — русскоязычная. Руководитель ансамбля Леонид Севастьянов вышел на сцену и бодрым голосом объявил, что коллектив отрицает всякого рода плагиат, и тут же в зал полились знакомые каждому мелодии песни ДИП ПЁРПЛ «Дым на воде». А завершилось выступление вариациями на тему несколько позабытого «Солнечного острова».

Имя молодой Кярт Тоомингас из ансамбля ПАРК пока мало известно не только в республике, но и даже в Таллине, Безусловно, это яркая, талантливая девушка, которая учится в театральном училище и в самое ближайшее время сможет показать весь свой потенциал и раскрыться в полной мере как вокалистка. Может быть, ей стоит лишь немного помочь, в частности, это относится к телевидению.

АРТЕЛЛ и РАСТЕР — группы чисто ресторанного уровня, которые не ушли дальше довольно известной интерпретации одесского «гоп-стопа», то есть два притопа, три прихлопа. Не много лучше выглядели МОНИТОР (солистка Анжела Каазик) или СУВЕНИР (солистка Анне Адамсон), во время выступления которых многие стали тихонечко покидать зал.

КОМПРЕССОР играет легкий свинг с прислащенными элементами ВИА, а ЛЕКСИКОНУ пока не под силу их заумный «джаз-рок». Много претензий было к группе СЕКТОР, которой, видимо, никак не дает покоя популярность «Комарово» и традиционного «шу-би-ду-а» на английском языке.

Отдельное место занимают в Эстонии коллективы, играющие очень традиционное и очень американизированное «кантри». Трудно даже объяснить такую преданную любовь. Аудитория у «кантри», надо сказать, в Эстонии очень многочисленная, да и группы достаточно высокого уровня. Например, лидеры жанра — ансамбль ЮСТАМЕНТ или их последователи РОДЕО. Не менее успешны и те, кто возвращает нас своей музыкой в давно ушедшие года. РЕТРО и МОДЕРН ФОКС высокопрофессионально отражают ностальгические воспоминания о 50-х.

Во второй день фестиваля подлинным открытием стал ансамбль МЕЙДИОН с удивительным по голосовым данным вокалистом Андрусом Красиковым. Их музыка очень близка к традиционным блюзам в духе раннего Клэптона. Не менее удачны рок-обработки классических произведений, во время исполнения которых музыканты имеют возможность продемонстрировать весь свой технический диапазон. В большей мере это относится к гитаристу Томасу Кэнгсэппу. В тот же день произошло еще одно открытие — группа СЕЙТСМЕС МЭЭЛ во главе со своим лидером — певцом и композитором Хэнри Лаксом. Пожалуй, впервые на нашей рок-сцене мне удалось услышать вокалиста, поющего абсолютно свободно, высокопрофессионально и без йоты напряжения. Можете представить, какой потенциал у него еще есть и какие возможности кроются. Забегая вперед, отметим, что жюри единодушно признало Хэнри Лакса лучшим вокалистом фестиваля.

СУББОТНИЙ дневной концерт весь был отдан музыке «хэви». Первое, что бросилось в глаза, — зрительская аудитория, толпившаяся у входа на ледовую арену. Средний возраст мальчишек и девчонок колебался от 10 до 14 лет. Самому старшему было не более 17. Никакой внешней атрибутики за исключением двух-трех кожаных курток и перчаток с обрезанными пальцами. Да и ажиотажа тоже никакого.

Три аккорда первого появившегося на сцене ансамбля ВАИЕМЫДЕ (СТАРШАЯ СЕСТРА), и... вся площадка перед сценой была усыпана подростками. Хочешь танцуй у сцены, хочешь сиди и слушай. Самым удивительным номером этой группы, безусловно, было исполнение песни «Братец Луи» из репертуара МОДЕРН ТОКИНГ, выдержанная в стилистике «хэви-металл». ВАРАН — группа двух бывших гитаристов из ансамбля Гуннара Грапса. Юри Рооза и Эндель Инги прекрасно владеют инструментом, но общее впечатление портит вокалист, не чувствующий музыку, который порой даже не может перевести дыхание.

ОКАСПЕНДЕЛЬ (ШИПОВАННЫЙ МАЯТНИК) — секстет с уклоном на блюз. Его украшением стали соло на электрооргане, за клавишами которого «девушка в черном». Группу ООМАС КОЙЯС представили зрителям как «тяжелый рок с острова Хыйумаа», но... как говорится, не умеешь, не берись. Их музыка слишком тяжела не столько по звучанию, сколько по общему восприятию. У ХАДЕСА та же история, что и у ВАРАНА, — отсутствие одного из важнейших компонентов «хэви», то есть вокалиста. Почти все, кто находился на дневном концерте, ждали выступления группы СИНГЕР ВИНГЕР. Честно говоря, ансамбль, где главным действующим лицом является очень эффектный Харди Волмер, был встречен наиболее активно. Коллеги из Эстонии подсказали, что главное у группы — тексты. Что ж, все может быть.

ПИСАТЬ в небольшом репортаже о всех 42 группах, безусловно, не имеет смысла. Но отметить еще ряд коллективов просто необходимо. Это и очень симпатичный состав БРАСС-БЭНД из Пярну, в составе которого школьники 8—10-х классов, учащиеся самой обыкновенной школы. Это и еще одна русскоязычная группа МУЗЕЙ, пытающаяся вспомнить истоки «тяжелого рока» середины 70-х годов и предлагающая вниманию зрительской аудитории тексты на злободневные темы. Это и подтвердившие свой логичный переход в профессионалы музыканты из МАХОВОК во главе с Хейни Вяйкмяэ и Карэ Каукс (они выступали вне конкурса).

Отдельного разговора заслуживает «открытие Тарту-86» — группа Т. КЛААС. Гитарист Айн Барте, без всякого сомнения, — один из самых техничных в сегодняшнем дне рок-музыки, а опыт бас-гитариста Прийта Кулберга, как можно было видеть, необходим не только группе РОК-ОТЕЛЬ (он там звукорежиссер), но и Т. КЛААС. Ансамбль надо видеть. С удивительной тонкостью и тактом шоу-группы он пародирует представления «металлических» ансамблей, а вокалист Яан-Виллем Сибул, пожалуй, может дать сто очков вперед любому, кто избрал себе путь как певец «тяжелого рока». Обычно зал «Линнахалле» бывает спокойным и выдержанным, да и фотографировать группы здесь не принято. Но успех их концертного шоу доказали овации и бросившиеся к сцене фотографы, мечтающие запечатлеть редкий момент. Уверен, выступи хоть раз Т. КЛААС в Москве, многие бы по достоинству оценили их шоу.

Последний концерт, последняя группа. Это был РОК-ОТЕЛЬ, который достойно и выдержанно доказал свою позицию лидеров в исполнении рок-н-роллов. Я еще раз смог убедиться, что лучше РОК-ОТЕЛЯ в этом жанре сегодня не работает никто. И достойных конкурентов пока тоже нет. Да, их большой минус, что Иво Линна поет западные шлягеры. Но, по-моему, он один из немногих, кто имеет право на это. Потому, что умеет «делать» песню и чувствует тончайшие нюансы данной музыки.

ИТАК, ЧТО же показал фестиваль? Он подтвердил мнение о снижении общего уровня эстонской поп-музыки.

Жюри отметило десять лучших групп фестиваля, которые рекомендованы для перехода в профессионалы. Это — РОК-ОТЕЛЬ, СЕЙТСМЕС МЭЭЛ, КАРАВАН (по-моему, это большая ошибка), ЮСТАМЕНТ, ПРООВ 583°, Т.КЛААС, КУКЕРПИЛЛИД, ПАРК, МОДЕРН ФОКС и МУЗЕЙ. Что же, посмотрим. Ведь продолжение не за горами — в середине мая в Тарту вновь прозвучат позывные «Дней легкой музыки». В этом году в девятый раз.

Д. ШАВЫРИН
Таллин — Москва


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 июля 2009, 15:14
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002