Земфира - "Вендетта"


(c) & (p) Real Records, 2005

На букву "П"

Свое мнение об альбоме (вернее, приговор ему) я вынес сразу после первого прослушивания. Ни второе, ни четвертое прослушивание моего мнения не изменили. Тем не менее, я слушаю этот материал в пятый раз - не удовольствия ради, а специально для того, чтобы освежить свою злость.

Перед тем, как написать сей отзыв, я прочитал немало откликов в музыкальной прессе. Был, мягко говоря, озадачен. У меня сложилось впечатление, что большинство критиков альбома вообще не слышали, а для рецензий использовали рекомендации понятно кого. Пресса даже не пытается скрыть свою ангажированность. Полная и безоговорочная капитуляция перед мощью "серебряной тридцатки". А может, я не прав? Может, я на старости лет, совершенно потерял способность отличать лажу от музыки, и не вижу очевидных вещей? Пусть так, но все же молчать не стану. Попробую обосновать свое недовольство. На букву "П" вовсе не означает "плохой", как не означает и "прекрасный". В данном случае ключевое слово, которое определяет настроение всего последующего текста, - "понты". Именно это слово наиболее точно определяет содержание и форму "Вендетты".

Я отнюдь не злопыхатель и не земфирофоб. Мало того, я один из первых горячих поклонников госпожи Рамазановой. К тому времени, когда грянула земфиромания, я уже знал все песни первого альбома наизусть, ибо затер его до дыр. Я один из тех болтливых менеджеров музыкальных отделов, кто летом 1999 года настоятельно рекомендовал сей (никому тогда не известный) релиз всем встречным и поперечным. Я тот придурок, который на "Нашествии-2002" перекрыл толпу девочек-фанаток воплем "Трахни нас, Земфира!". Что характерно, мне за все это не стыдно. У меня и сейчас первый альбом Земфиры на почетном месте стоит, как и второй. А вот третий... впрочем, это уже другая история.

Все критики трещат об одном и том же: об экспериментальности, взрослости, упрощенности, разноплановости, женственности, электронности, утяжеленности, самодостаточности и проч. Все охотно перечисляют хиты в ротации, музыкантов, обсасывают оформление и название, которое изменилось в последний момент. Интервьюеры стеснительно спрашивают о Литвиновой, об Италии, о Брайане Мэе, о Шнуре, об Университете и т. д. Вершина дерзости - вопрос о Вдовине! Почему, мол, отставку получил в итоге? Не справился, мол, - отвечают - шибко умный, однако. Ну их всех! У самих дипломы музыкальные найдутся, да и философский почти в кармане. Вообще, похоже, что все материалы о "Вендетте", которыми пестрят страницы музыкальных изданий, почерпнуты из пресс-релизов компании производителя. Причем, мне кажется, требования к материалу журналистам поставлены жесткие. Или так, или идите нафик вообще. Все же это один из немногих релизов нашего времени, который действительно может разбудить потребителя отечественной музыки "нефабричного" производства. Здесь "шаг влево - шаг вправо" чреват потерей головы. Кстати, на "хэндмэйд" эта продукция тоже не тянет, - вернее, это ручная работа, сделанная спустя рукава, чтобы отстали, да и заодно "бабла срубить не мешало бы". А чтобы было, за что глазу и уху зацепиться, в альбом понапиханы понты. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые буквы.

Начнем с оформления. И название, и вся эта кровища, эти мученическо-бунтарские взгляды (взрослого и весьма обеспеченного человека), которые должны символизировать непростой и противоречивый внутренний мир героини, мне лично кажутся вульгарными и дешевыми понтами, рассчитанными на подростков с неустойчивой психикой. Впрочем, сама Земфира Талгатовна утверждает, что к созданию обложки она не причастна: мол, и название и дизайн сляпаны в последний момент. Тем хуже для серьезного музыканта, коим она себя считает. Нельзя же все отдавать на откуп грязному и беспринципному шоу-бизнесу. Одно хорошо - в оформлении преобладает грязно-серая гамма, что вполне соответствует содержанию. Перейдем же и к нему.

"Небомореоблака" - уже сам способ написания названия песни отдает "понтизмом". Придираюсь? Ладно, послушаем. Вау! Какой тяжелый рифф! Неужто и правда это начало "экспериментального", "утяжеленного" и "взрослого" альбома? По всей видимости, все рецензенты, кроме первых восьми тактов, ничего не слушали, иначе они бы заметили, что потом рифф вырождается в легкое жужжание, на фоне которого бодро-инфантильным таким, агузаровским голоском выкрикиваются всякие банальности. Действительно "экспериментально", - еще никто не скрещивал металл с пионерской речевкой.

Эти серые лица не внушают доверия.
Теперь я знаю, кому поет певица Валерия.


Глубокомысленно, не правда ли? Впрочем, на 15-летних девчонок, наверное, произведет впечатление. Наверняка страшная тайна о том, "кому поет Валерия?" им тоже не дает уснуть. Мне же это до фонаря, мне гораздо интереснее, кому поет певица Z. А она, похоже, поет явно не мне (как когда-то), ибо "откровения" про серые лица "делают мне смешно" и только. Сама героиня с удовольствием подхватывает мысль интервьюеров об упрощении и доступности текстов, якобы сделанных намеренно. Я же не побоюсь сказать о примитивизации, исходящей из творческой немощи, сочетающейся с коммерческим расчетом, направленным на вовлечение в ряды поклонниц очередного поколения не очень умных, но экзальтированных девиц. И этот человек когда-то поразил всех свежестью и искренностью поэзии. Ладно, вернемся к музыкальной составляющей. Как мне показалось, песни здесь нет вовсе, есть потуги (они же понты). Три совершенно разных музыкальных (местами) темы, притянутые друг к другу за уши. Но эта песня хотя бы удерживает внимание слушателя. Он заинтригован. А что дальше?

"Дыши" - скучнейший, монотонный опус. Как ни пытался я на нем сосредоточиться, все равно мысли соскальзывают с песни куда-то. Сознание просто отказывается её замечать. Только на слове "блядь" слегка обалделое сознание возвращается к песне, но не надолго. Последующий монолог сводит на нет все успехи, достигнутые любимым народным словом. Может, слово и к месту, но мне показалось - понты.

"Итоги", - пожалуй, лучшая песня на диске. Симпатичная тема, легкая, без излишеств, аранжировка, если бы не понты, могла бы занять место в ряду прошлых шедевров. Где понты? А это что:

Я ухожу, оставляя горы окурков,
Километры дней, миллионы придурков,
Литры крови, подаренной или потерянной...


Подобные "откровения" еще в 1989 году показались бы банальностью. Если вы заметили, то придурков миллионы, а героиня вся в белом и в кровище таким одиноким мятежным духом над всем этим стадом парит, стряхивая на нас (назовем придурков своими именами) пепел с сигаретки. Песня исполнена скромного и тихого самолюбования. Если девизом первого альбома было: "Заметьте меня! Заметьте!", то девиз нынешнего релиза: "Ах, оставьте все меня в покое! Я так от вас устала, придурков!". Допустим, верю, что устала! Ну, дык, и занимайся философией, путешествуй, отдохни на острове каком-нибудь. Спрячься. Нет! Надо всем придуркам спеть десяток скверных песен, чтобы отстали, ибо они достали. "Медные трубы" - страшнейшее искушение. Вот и скрывается желание не уходить из лучей славы за коронной фразой: "Ах, как надоело все это! Хочется побыть одной". А мы такие: "Ах, не уходите! Спойте, ну хоть что-нибудь! Ну, как можете!" "Ну, ладно, спою: "Бла-бла-бла" Ну, как?" "Хм...спасибо, конечно..."

"Так И Оставим" - с первых тактов не оставляет чувство, что эта унылая песня надоела вам еще года три назад. Обычное бабское нытье, ставшее общим местом уже давно. Если бы не напыщенный, но пустой по сути вокализ, то можно бы было говорить о беспонтовости, а так понты есть!

"Самолет" - настоятельно рекомендую людям, страдающим бессонницей. Унылое бормотание под посапывание некоего Артема и ласковое бреньканье арфы, - всего две с половиной минуты, и здоровый сон вам гарантирован. Беспонтово - тем и отличается в лучшую сторону.

"Дай Мне Руку (Я Пожму Ее)" - если вы заснули на предыдущей песне, то непременно проснетесь от этого навязчивого риффа, перекроенного из "Satisfaction". Особо впечатляет старательное выпевание двух нот на протяжении двух куплетов. Я знаю только одного человека, которому это удается - Оззи, все остальные делают это бездарно.


"Блюз". Все! Я все понял! Блюз - это когда в песне есть гитарное соло. Правда, гитарист - далеко не Стиви Рэй Воэн. Вон, хоть и соло целиком содрал с его вариаций на "Litlle Wing". Разучил, типа. И за то спасибо. А песня безумно скучная была бы, если бы не эти гитарные понты!

"Прогулка" - вот теперь все встало на места. Мысль о новом проекте "Фабрика звезд Земфиры" нисколько не кажется дикой. Тошнотворная попса, зато честная! Браво!!! "Европа Плюс" и все такое. Тут мои комментарии и не нужны, все всё поняли. И к Вдовину претензий нет. Он как раз сделал сладкую конфетку из совершенно серого и пресного материала.

"Друг". Хотел бы я посмотреть в глаза человеку, которому это бормотание, переходящее в меланхолическое мурлыкание под щелчки и шорохи драм-машины, понравилось на самом деле. Просто хочется посмотреть, какие глаза бывают у таких людей. На этом месте желание выкинуть диск в окно становится невыносимым. Тут даже Вдовин ничего не смог.

"Жужа" - с первых тактов песни становится мучительно больно за бездарно прожитые минуты, потраченные на прослушивание альбома. Между двумя заунывными куплетами помещена некая адажиообразная стрингс-пьеса с претензией на глубину. Если не врет комментарий в буклете, сочиненная самой г-жой Рамазановой. Похоже, что не врет. Довольно наивный опус, похожий на пробу пера какого-нибудь доморощенного миди-композитора. А появление его в песне (хм) следует рассматривать как понты. Кстати, глядя в буклет, впадаешь в тоску - песен еще много. Слишком много, блин! Далее буду краток.

"Малыш" - не то, чтобы хорошо, но на фоне предыдущего долгого уныния хоть какая-то энергетика, хоть какой-то всплеск.

"Повесица" - неплохо, несмотря, на явные понты в тексте. За интонации Кейт Буш в припеве хочется сказать спасибо, но что-то мешает. Может, те муки, которые испытал до того. Ведь не всякий слушатель долетит до середины альбома, а уж досюда...

"Красота" - теперь понятно, за что попросили Вдовина. На его фоне убогость материала Рамазановой еще более вопиюща. Он-то хотел как лучше, но явно перестарался с красивостью. Красивость эта резко контрастирует с примитивными "откровениями":

Какая красота - дождь идет, я одна,
На тротуарах пузыри, я считаю их.
Я считаю их, я не знаю вас больше.


Казалось бы, вот и все - осталось прослушать этот текст три раза (как вам находка?), и мучения закончены. Ан, нет! Для законченных мазохистов еще есть бонусы.

"Разные (Все Такие)" - ну, это уже за гранью добра и зла. Так нельзя! Даже говорить противно. Особенно умиляет фраза: "И даже эта песенка найдет себе эфир" (надеюсь, до этого не дойдет все же). Просто глумление над слушателем.

"Jim Beam (Уфа 97)" - пожалуй, и неплохо, и свежо, кажись, но сил уже нет. Увольте!

Боже! Я это сделал!

Автор: Naftalin
опубликовано 13 мая 2005, 11:13
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (51) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЗемфира - "Четырнадцать Недель Тишины"Старый Пионэр11.04.2002
РецензииЗемфира - "Вендетта"Ольга Химочкина27.04.2005
РецензииО нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)Naftalin06.03.2007
РецензииЗЕМФИРА - "Z-Sides"Виктория Андреева02.04.2010
Форумновый альбом земфиры10.03.2005

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 7 / 0.01