В. А. Гавриков - "Песенная поэзия XX века как текст"


(c) В. А. Гавриков, 2011
(p) Брянск, ООО "СРП ВОГ", 2011
634 с. - 500 экз.


В. А. Гавриков - ''Песенная поэзия XX века как текст''Виталий Гавриков - кандидат филологических наук, автор около пятидесяти научных статей, посвященных различным аспектам изучения русской рок-поэзии и авторской песни, а также книги (и одноименной диссертации) "Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева". Представленная монография - первая в истории отечественного литературоведения попытка фундаментального исследования феномена русской песенной поэзии с привлечением широкого научного арсенала философии, культурологии, семиотики, лингвистики, искусствоведения, музыковедения, фольклористики и других областей знания.

Книга велика по объему и адресована в первую очередь узкому кругу филологов-специалистов. Поэтому, дабы не перегружать рецензию специальной терминологией (за исключением разве что ключевых понятий), остановлюсь лишь на том, что может заинтересовать обычного читателя, от филологии далекого.

Обобщая и систематизируя опыт коллег по цеху, Гавриков рассматривает рок-произведение и авторскую песню как песенно-синтетический поэтический текст или полисубтекстуальную поэзию, куда включаются аудиальные (музыкальный, шумовой, артикуляционный, вербальный), визуальные (пластика тела, в том числе мимика, имиджевый, сюжетно-перформативный, сценографический или декорационно-феерический, иллюстративный и графический) субтексты, которые, в свою очередь, могут подразделяться на субсубтексты (например, деление музыкального субтекста на отдельно взятые вокальные или инструментальные партии)... В итоге все перечисленные составляющие участвуют в смыслопорождении произведений. Для обозначения новой науки о песенно-синтетическом поэтическом тексте автор книги предлагает термин "синтетистика". На сегодня в литературоведении подробно разработан инструментарий для анализа письменного текста, синтетистике же должны быть доступны все субтексты, взятые в совокупности. С точки зрения литературоведения рассматривается включение неавторского текста в авторский цикл, когда, например, певец в сборку своих песен включает одну чужую, работающую на общую концепцию. Гавриков оговаривается во введении, что "художественные критерии печатной литературы далеко не всегда работают в песенной поэзии по привычному алгоритму. Она обладает не только своей синтетической художественностью, но и особой литературной художественностью, опирающейся как на классическую литературную, так и на экстралингвистическую художественность (или лучше - экстрапоэтическую)". Смыслообразование в произведении уже достаточно исследовано классическим литературоведением. А вот "уточнение" смыслообразования авторизованной синтетической природой произведения - проблема пока малоизученная. Каков механизм этого "уточнения", какова важность влияния экстралингвистических (музыкальных, исполнительских, артикуляционных, визуальных и др.) факторов на поэтический текст, как соотносятся "классический" и "неклассический" способы смыслообразования в песенной поэзии - на эти и другие вопросы автор пытается дать ответы в своей книге. "Песенная поэзия", "авторская песня", "рок-поэзия" - таков круг понятий, составляющих категориальный аппарат монографии.

Обратившись к истории и погрузившись в физиологические механизмы пения и говорения, Гавриков доказывает, что пение было выразителем праискусства, которое на заре человечества служило не для эстетических, а для прикладных (чаще всего - обрядовых, магических) целей. На этом основании он заостряет внимание на двух авторско-функциональных особенностях песенной поэзии, отсылающих к эпохе синкретизма. Первая - пение от имени божества, обретение трансцендентного голоса - проявляется в размытости границ авторства и "слоености" лирического героя в песенной, особенно рок-поэзии; вторая - стремление к опредмечиванию, материализации слова. Она выражается, в частности, в шуточных звукоимитациях, которые встречаются на записях песен Александра Башлачёва, созданных до 1986 года: "кашель" ("Осень"), "Пердунов" ("Слет-Симпозиум"), "настучать" ("Палата № 6"), "насморк" ("Толоконные Лбы..."), позевывание ("Новый Год" на словах "Славно проспать в первый январский день"), материализация молчания ("Минута Молчания")... Сакральная функциональность инспирирует изменения в синтаксисе художественного высказывания, в сюжете и тематике текста.

Действие синтетического текста как единства всех субтекстов и субсубтекстов автор подробно рассматривает на примере альбома Янки Дягилевой "Стыд И Срам". Эсхатологическая тематика, корреляция сем "детскость" и "минорность", образующая мотив смерти, отбор и организация типов синтетического текста (декламация, пение под акустическую гитару, полиинструментальный аккомпанемент), звук музыкальной шкатулки (в последнем издании антологии Янки выделенный в самостоятельный трек под названием "Так") - все это работает на концепцию альбома.

Гавриков подробно останавливается на феномене "субтекстуального гротеска", который проявляется в смысловой конфронтации и несоответствии валентности субтекстов в синтетическом тексте. "Чаще всего субтекстуальный гротеск - это снижение пафоса одного из субтекстов за счет другого, столкновение серьезного и комичного". В результате автор выводит закон "субтекстуального гротеска": "Если в синтетическом тексте хотя бы один из субтекстов снижен, комичен, то сниженным становится и весь текст". В книге приводится несколько примеров проявления закона "субтекстуального гротеска". Здесь же ограничимся лишь двумя.

Показательна песня Егора Летова "Красное Знамя". Пафосно-патриотический поэтический текст прекрасно вписывается в советский идеологический канон. Однако при непосредственном прослушивании у реципиента не остается никаких сомнений: летовский синтетический текст - это сатира на ура-патриотические песни советской эпохи. По наблюдению Гаврикова, "субтекстуальный гротеск создается средствами музыкального и артикуляционного субтекстов: "грязный", гаражный электрогитарный звук соседствует с таким же пейоративным вокалом (говоря проще, певец орет дурным голосом)". Видимо, автору монографии не было известно, что песня написана на стихи советского поэта Вадима Семернина.

Другой пример - песня Майка Науменко "Буги-Вуги Каждый День", поэтический текст которой был положен Федором Чистяковым на мелодию революционного гимна "Варшавянка". Соотнесение науменковского текста с героической мелодией, вкрапление проигрыша из песни К. Кинчева "Время Менять Имена", исполненного на баяне, создают комический эффект...

В результате автор делает вывод: "Песенная поэзия может, не трогая собственно поэтического текста, (...) производить с ним радикальные метаморфозы, отображать смысл с точностью до наоборот".

Начинающим писать об авторской песне и роке я бы настоятельно порекомендовал внимательно изучить §1 третьей главы "Текстопорождение и художественность" - "Циклизация". Цикл в поэтической лирике, альбом как аналог цикла, номинация заглавия альбома, кумулятивное (механическое) и концептуальное объединение песен в циклы, микроциклы внутри циклов, подвижность контекста при множественности манифестаций произведения, бонус-треки, отличия переиздания от исходного варианта, альбомное вариантообразование, оформление обложки - обо всем этом принципиально важно знать каждому уважающему себя музыкальному критику.

В числе других аспектов изучения песенной поэзии XX века, которые я лишь обозначу, - авторское начало в рок-композиции, ритм, вариативность вербального субтекста, изобразительно-выразительные особенности синтетического текста.

Гавриков серьезно подошел к исследуемой проблеме, - тщательно проштудировал практически все филологические монографии и диссертации по авторской песне и рок-поэзии, музыковедческую, культурологическую и социологическую литературу, труды отечественных и зарубежных философов и семиологов. Лично мне импонирует его глубокая сосредоточенность на исследуемом объекте, острое желание добраться до самой сердцевины изучаемого явления, концентрация внимания на деталях, незаметных поверхностному взгляду, дотошность в самом хорошем смысле этого слова. Предлагаемые им классификации помогают читателю глубже проникнуть в описываемый феномен, будь то субтексты синтетического текста, альбомы или концерты.

Увы, книгу не обошли стороной досадные неточности, упущения и небрежности. Авторство композиции "Элис" почему-то приписывается Михаилу Башакову, тогда как он написал лишь русский текст на мелодию песни Ника Чинна и Марка Чепмена "Living Next Door to Alice", которую исполняла группа SMOKIE. Приводя цитату из двухтомной кандидатской диссертации украинского музыковеда А. А. Ризныка "Сучасна авторська пісня і тенденції її розвитку в Україні", Гавриков указывает ее выходные данные и номер страницы, при этом забыв о номере тома. Бросается в глаза вопиющее незнание автором музыкальной терминологии. Достаточно процитировать один фрагмент: "Субъектообразующей может стать и смена артикуляционной тональности". Артикуляция - способ звукоизвлечения при пении или игре на музыкальном инструменте, а также четкое произношение гласных и согласных при пении. Артикулировать можно в регистре (низком, среднем или высоком) или с определенной интонацией. Тональность же на характер артикуляции не влияет никак.

Но, конечно же, плюсов у книги гораздо больше. Возможно, монография Виталия Гаврикова даст толчок развитию новой области знаний - синтетистики, и послужит методологической основой для новых исследований в этой и смежных отраслях филологической науки.

Скачать книгу:
книга
обложка
аннотация

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 03 августа 2011, 19:00
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003