ДДТ - "Иначе"


(с) Navigator Records, 2011

"Спою я про все повороты,
Их было немало у нас".
Ю. Шевчук, "Хич"


Вы замечали, о чём хотят поговорить журналисты с Шевчуком? Про эту... ну, как её... ну, ладно... А! Вспомнил! Про Россию! Не про музыку, а про Россию, про политику, про народ. Отзывчивость и резкость, честность и бескомпромиссность сотворили с Юрой-музыкантом злую шутку. Музыкант, который первым начал ругаться со звукорежиссёрами за качество звука на концертах, теперь ругает власть. Всем интересно узнать, что Шевчук думает про Путина, Медведева и Навального. Даже никому в голову не приходит спросить: как вы записывали свой последний альбом, чего старались достигнуть? Про ваши творческие планы, чёрт побери, никто не спрашивает. Отчего же так?

Начиная с альбомов "Любовь" + "Рождённый В СССР", в последние полтора десятилетия ДДТ мыслит дилогиями по форме "альбом + постскриптум". Весь материал упомянутых альбомов входил в концертную программу "От & До", но позднее был разделён на две части "ввиду невозможности объединения". Вторая дилогия - "Мир Номер Ноль" + "Метель Августа" вершинно завершила ХХ ДДТ-век и стала началом конца для классического питерского состава. Третья дилогия "Единочество I" + "Единочество II. Живой" вызвала первые разногласия в обычно единодушной оценке творений ДДТ. Группе пришлось даже объясняться с помощью выпуска концертного (опять двойного) альбома "Город Без Окон. Вход/Выход". Тем, кому показалось, что ДДТ стали терять мелодичность и чёткость выражения мысли, всё стало в какой-то мере понятнее. К 2010-2011 году ДДТ окончательно растеряли свой классический питерский состав. Игорь Доценко и Михаил Чернов покинули группу не вместе, но по одной и той же причине: никто из них не видел себя в новой программе ДДТ. Напомню, что Доценко был первым музыкантом, взятым в питерский состав.

Группа ДДТ всегда отличалась текучестью кадров; даже разнообразие звучания дэдэтэшных альбомов, начиная от самого первого, было обусловлено тем, что составы менялись кардинально. "Я приношу тексты, группа делает музыку", - сказал в одном из интервью Шевчук. Кое-какая стабильность наступила с переездом Шевчука в Ленинград, но и после, по причинам объективным и не объективным, порой даже трагическим, люди уходили. Однако группа продолжала находить замечательных, современно мыслящих инструменталистов. В нынешних ДДТ первые скрипки играют Константин Шумайлов, Алексей Федичев, Иван Васильев и (из последних приобретений) Алёна Романова. Новые музыканты - новое мышление - новое звучание.

Концерты ДДТ 2000-х - это перфомансы свободных музыкантов, пир духа, уха и глаз. Тексты Шевчука 2000-х - это фельетоны, очерки и агитки, положенные на виртуозные нойз-джаз-рок-фанк-бард-аранжировки. Много правильных слов и много отлично сконструированной и сымпровизированной музыки, которые не соединяются в одно - в песню. Народные шлягеры подобные "Осенней", "Вальсу", "Любовь, Подумай Обо Мне" - скорее исключение из правил. ДДТ уже не претендуют на то, чтобы какую-то их песню спел в подъезде пацан, "взяв гитару в клешни". ДДТ и Юрий Шевчук претендуют на то, чтобы изменить мир с помощью музыки и слов. Всегда претендовали, но теперь особенно. Нельзя ведь не замечать, что страна вползает в deja vu. (Обо всём об этом "Песня Расстроенного Человека" и "Повелитель Мух" с альбома "P.S.").

"Иначе"/"P.S." - четвёртая дилогия в творчестве ДДТ и первая за XXI век попытка объединить, наконец, музыку и слова в песни. Объединить - не иначе, а как раньше - путём разделения: в первый диск "Иначе" загружены более или менее песни, а все фельетоны списаны в "P.S." Хотя и туда каким-то образом засыпалась пара перлов - лиричнейшие зарисовки "Больница" и "Где Мы Летим" и постскриптумом к "P.S." - старый-престарый, но нестареющий акустический хитяра "Хич". Нельзя также не отметить, что фельетоны фельетонами, но часто настроения народные подмечены Шевчуком с беспощадной зоркостью. А концепции дисков как "альбома" + "того, что некуда девать", выдержаны таки не полностью. Та же "Где Мы Летим" отлично вписывается в "Иначе", а "Кризис" с основной части дилогии - злая сатира, которую "дэдэтэшники" постарались вывести в "P.S." Но в дилогии, конечно, должны быть переклички между частями.

Новую ДДТ-дилогию по-прежнему лучше слушать с текстами песен в руках, но теперь музыка и тексты - наконец-то! - сопрягаются друг с другом, проникают друг в друга, поддерживают друг друга, зависят друг от друга. За "слушабельность" альбома мы должны поблагодарить английского продюсера Мазена Мурада, который не в первый раз работает над альбомами русских музыкантов (что он в нас находит?!). С ним уже сотрудничали Паперный Т.А.М., Ольга Кормухина и Пётр Налич. Список его западных клиентов вызывает желание просто выпрыгнуть из штанов: MUSE, Мика, GARBAGE, TAKE THAT, Робби Уильямс, EARTH WIND AND FIRE, Малькольм Макларен, Кертис Мейфилд, THE WHO, DJ Shadow, IRON MAIDEN... Кажется, для таланта Мазена вообще нет границ! Только такой человек, с опытом работы в диапазоне от поп-музыки до хэви-метала, мог освоить разудалое разностилье ДДТ. Мазену удалось придать дэдэтэшным музыкальным эскизам чистоту, прозрачность, ясность.

Задачу сыграть иначе, не так, как раньше, группа ДДТ с блеском выполнила. Как и всегда, впрочем. "Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься". Нет застоя, нет самоповторов, нет успокоенности. Это ДДТ 2011 года. Такими мы их запомним - и будем ждать новых ДДТ. Всё будет иначе.

Первый вариант рецензии был опубликован в газете "Платановая Аллея" (г. Сочи) в ноябре 2011 г.

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 26 декабря 2011, 01:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (13) | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003