M1 - "+ і -" (EP), JANUSH - "НеРеальная Свобода" и "Акустика 2013"


(c) & (p) M1, 2011
6 tks./T.t. 29:28

(c) & (p) JANUSH, 2013
11 tks./T.t. 51:52

(c) & (p) JANUSH, 2013
10 tks./T.t. 35:42


Брестчанин Андрей Янушкевич за более чем полтора десятилетия творческой деятельности успел примерить на себя множество ипостасей: в конце 90-х - начале 2000-х выступал как классический бард; одновременно, учась в Волковысском сельскохозяйственном техникуме, играл в разных локальных группах-"однодневках". В 2001 году вместе с друзьями записал акустический альбом "Пополам". Уж не вспомню, кто тогда придумал новый термин "альтернативная авторская песня", под которым понималось балансирование на грани традиционного КСП и бард-рока. В том же году сама собой создалась группа, которая, претерпевая кадровые и стилевые изменения, просуществовала более 10 лет. Менялись и названия: ПОПОЛАМ (2001-2004), ТИТРЫ (2004-2010), M1 (2010-2012). В конце прошлого года Андрей пришел к созданию собственного проекта, название которого допускает написание как кириллицей, так и латиницей, - ЯНУШ или JANUSH (нетрудно догадаться, что название проекта происходит от фамилии его лидера). В настоящее время JANUSH пребывает в глубоком андеграунде, выступая только в рамках вечеров неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур" и распространяя свои альбомы "из рук в руки", минуя издающие лейблы и даже Интернет.

О музыкальной стилистике говорить весьма сложно, поскольку каждая песня выдержана в своем индивидуальном стиле. Сам Андрей Янушкевич предпочитает характеристику "авторская песня": по его убеждению, авторскую песню можно исполнять как под гитару, так и акустическим или электрическим составом. От этого суть не меняется. Что ж, возможно, он в чем-то прав.

Важно подчеркнуть, что группа Андрея Янушкевича, вне зависимости от названия, всегда оставалась преимущественно концертной. Были немногочисленные записи, давно ставшие фонографической редкостью, которые сам автор-исполнитель нынче не склонен воспринимать серьезно. Хотя несколько песен раннего периода - в новых аранжировках - и сегодня сохраняются в репертуаре проекта.

В EP M1 "+ і -" вошли 6 композиций, его хронометраж составляет без малого полчаса, четко прослеживается концепция. Поэтому было бы правильнее "+ і -" называть макси-синглом или мини-альбомом. Впрочем, если уж речь зашла о концепции, ее можно распространить на все позднее творчество Андрея Янушкевича. Я бы ее общо сформулировал как поединок с бытием, в котором лирический герой то одерживает победу, то терпит поражение, но никогда не теряет оптимизма. Быть может, поэтому и в названии минус уравновешивается плюсом (наверное, более правильно было бы поменять знаки местами).

Материал EP записывался в составе: Андрей Янушкевич - тексты, музыка, гитара, вокал; Андрей Дубовик (экс-INSIDE) - аккордеон; Денис Крот (ныне также EMTRICA) - аранжировки, соло-гитара; Игорь Зыщук - бас-гитара; Эрнест Колтахчан (экс-ONEGIN и СЛАЙДЫ; также PLUM BUM, MUZZART, РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ, LOS PERDIDOS, ХАЙЯТБЕНД и мн. др.) - барабаны, перкуссия; в качестве сессионного музыканта на запись была приглашена певица Оля Fix (экс-CALIFORNIA SHORES, RED MAMA и ХАЙЯТБЕНД).

Оформления как такового EP не имеет: на концертах M1 диск раздавался бесплатно в бумажных конвертах. На его рабочую поверхность наносились трек-лист и логотип сервисного центра "Amigos" - постоянного партнера Андрея Янушкевича и всех его проектов и мероприятий. Отсутствие оформления было обусловлено тогдашней позицией лидера M1: сам он таким образом обозначил свою принадлежность к андеграунду, а EP никогда не станет предметом купли-продажи.

Кто такие экзистенциалисты? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, вовсе не обязательно углубляться в дебри философии, культурологии или истории искусств: экзистенциалисты - это разочаровавшиеся, обманувшиеся и отчаявшиеся романтики. Лирический герой заглавной песни "+ і -" - один из них. Поначалу разочарование, обман и отчаяние приводят его в состояние, которое Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс называли пограничным, Жан-Поль Сартр описывал как "неподлинное существование", а Альбер Камю сравнивал с Сизифовым трудом. В песне "У Границ" герой (или сам автор?) индивидуализирует опыт преодоления пограничной ситуации, в которой оказался. И, похоже, это ему удается: герой видит не только свет в конце тоннеля, но и дорогу в рай. Ощущением радости бытия переполнена песня "Всё Лишь Для Нас". Любовная лирика представлена песнями "Комната Смеха" и "Камни В Поле". В первой, похоже, автор малость перебрал с метафорами. Смысл песни вкратце можно свести к следующему: настоящей любви, которая зиждется на доверии, искренности, открытости, ничто не страшно. Название второй песни содержит отсылку к строкам Екклесиаста "Время разбрасывать камни и время собирать камни", которые можно интерпретировать по-разному. Мне в голову пришел такой эквивалент: время грешить - время расплачиваться за грехи. Песня строится на диалоге - ссоре, блестяще разыгранной в лицах Андреем Янушкевичем и Олей Fix. Ведь так в действительности и бывает: встреча, знакомство, влюбленность, принимаемая за любовь, взаимное непонимание, перерастающее в конфликты, разочарование и расставание... "Но Не Спи" - подведение итога, монументальный гимн жизни, оптимистический финал.

К безусловным достоинствам "+ і -" следует отнести концептуальную целостность и музыкальную составляющую композиций. Отдельного упоминания заслуживают превосходные аранжировки, красивые подпевки Оли Fix (особенно в песне "У Границ") и виртуозные гитарные соло Дениса Крота. Есть у EP и один, но существенный недостаток: материал сводил и мастерил Илья "Trikil" Курочкин (экс-FUNNY HOUSE и КЛЕЙ!, ныне - D_TAILS и N.A.B.R.). Очевидно, руководствуясь принципом "кашу маслом не испортишь", он придал композициям M1 почти хардовое звучание. Увы, масла оказалось многовато. Сам не слушал, но, если верить одному из участников записи, в неотмастеренном виде EP звучит гораздо лучше.

Сам Андрей Янушкевич относится к своей работе с M1 весьма и весьма скептически и в настоящее время переигрывает этот материал в новых аранжировках. Так, песня "Не Спи" (союз "но" был отброшен) вошла в альбом "Акустика 2013". В новой версии она звучит более камерно, однако проигрывает первоначальному исполнению в торжественности.

Альбом "НеРеальная Свобода" записывался почти тем же составом. Поскольку Вскоре после презентации "+ і -" (она прошла в клубе "Zio Pepe" 29 марта 2011 года) Игорь Зыщук покинул группу, Денису Кроту пришлось выкладываться за четверых - аранжировщика, соло-, ритм- и бас-гитариста. Также к работе над альбомом были привлечены сессионные музыканты: Петр Семенюк (СПАСЕНИЕ) - клавишные; сестры Анна и Татьяна Ломейко - бэк-вокал (их имена на обложке не обозначены).

Умение совмещать, казалось бы, несочетаемые стили достойно восторгов и восхищений. Многие песни своей композиционностью тяготеют к арт-року, в некоторых из них появились электронные эффекты. С концепцией же альбома вышла небольшая неувязочка. Абсолютной свободы не бывает. Она есть понятие идеальное, то бишь - нереальное. Потому Андрей Янушкевич дал альбому название "НеРеальная Свобода". В заглавной песне автор доказывает себе и слушателю, что в любом обществе, невзирая на внешние обстоятельства, можно оставаться свободным внутренне. И с этим трудно было бы поспорить, если бы не одно существенное "но".

"НеРеальная Свобода" выстроена своеобразно: открывает альбом песня "Титры" (кстати, давшая название одному из проектов Янушкевича), а завершает "Мазохизм". В сильной позиции находятся песни "Как Будто" и "Пополам" (а здесь обратный случай: проект подарил название песне). Все четыре написаны около 15 лет назад. Не стоит искать в них какие-либо смыслы, кроме одного: непреодолимого желания автора прикоснуться к прошлому. Органично вписывается сюда и кавер на цоевскую "Безъядерную Зону": кто из нас на заре туманной юности не фанател от КИНО?.. Центральная же песня альбома - "Белая Русь" ("Я Вернусь") - достойный образец патриотизма, настоящего, а не кастрированного, насаждаемого сверху: и в самой песне, и в снятом на нее клипе реализуется ницшеанская идея вечного возвращения. Таким образом, альбом мог бы быть озаглавлен по ее второму - пусть тривиальному - названию. И помещенный на обложку забавный рисунок, сделанный юной Иришей Минюк и напомнивший Андрею собственное детство, более соответствовал бы его концепции.

Песня "Лед" исполняется на концертах уже, наверное, лет пять, и лишь сейчас впервые запечатлена в студийном варианте. Весьма не характерная для Андрея Янушкевича, выдержанная в сюрреалистическом ключе, она воспринимается в альбоме как инородное тело. Тонким юмором проникнута песня "Без Тебя": комический эффект достигается благодаря видоизмененной цитате из "Вологды" Бориса Мокроусова/Михаила Матусовского ("Где ты, моя лютоглазая, где?") и игрой со смыслами глагола "Ходить" ("Как от себя, убегая, хожу - то с ума, то домой..."); припев - музыкально и вербально - мастерски стилизуется под фольклорный текст ("Ты не смотри, не слушай, ай, не трогай да не будь. А я своей дорогой доберусь-ка как-нибудь..."). Вот такая красивая современная русская народная песня, которая могла бы прозвучать под одну гармошку, ничего при этом не потеряв.

"Будешь Как Был" - исполненный светлой скорби реквием по отцу. Андрей Янушкевич здесь буквально проживает каждую фразу, каждое слово, каждый звук... Мурашки по коже и комок в горле.

Таким образом, "НеРеальная Свобода" - альбом эклектичный во всех отношениях: в музыкальном - что очень хорошо; в тематическом - что хорошо не очень, поскольку заявленная тема отодвигается куда-то на задний план.

Запись альбома производилась в студии "X-star" Павлом Шельпуком - вокалистом, скрипачом и звукорежиссером группы СПАСЕНИЕ; к сведению и мастерингу приложил руку нэшвилльский звукорежиссер Гэри Хедден. Быть может, поэтому создается ощущение некоторой приглаженности звучания, не свойственной нашему родному андеграунду.

Последний по хронологии альбом "Акустика 2013" записывался основным составом проекта, в который пришел Виталий "Вит" Юрчуков (экс-ВИТРАЖ, РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ, ныне также LOS PERDIDOS и группа Александра Кривоносова). И, уж поверьте, в акустике JANUSH звучит ничуть не хуже, чем в электричестве. Альбом примерно на 3/4 состоит из новых песен, принципиально разных по стилю и тематике и уже знакомых завсегдатаям "Белых Абажуров".

В песнях "Все Мое Всегда Со Мной" и "Своя Забава" Андрей Янушкевич формулирует свое жизненное и творческое кредо: невзирая на внешние обстоятельства, всегда быть самим собой. При этом автор не впадает в назидательность, не пытается кого-либо чему-то учить или что-то советовать. С его позицией можно соглашаться или спорить, но нельзя ее не уважать. Наверное, в жизни каждого из нас случаются тяжелые периоды, когда на наши головы валятся трудности, несчастья, беды и прочие пограничные ситуации... И как на них реагировать - сложить крылышки и терпеливо ждать смерти, надеяться на перемены к лучшему или искать какой-то выход? Право решать остается за каждым. Об этом песня "Когда Нас Отпустят". "Крик Журавлей" - посвящение сентябрю: не только первому месяцу осени, но и началу периода жизненной зрелости. Вариация на тему известных рязановских строк "Осень жизни, как и осень года надо, не скорбя, благословить". "Мужчин Душа" - остроумная стилизация русского шансона. Да уж, мужская душа - сплошные потемки... "Я Тебя Не Отдам" - еще одна страничка любовной лирики. Очень трогательно, проникновенно, я бы даже сказал, пронзительно. Не хочется обращать внимания на филологические корявости, наподобие "Я тебя не дам, если захочешь..." И великие классики из чисто художественных соображений позволяли себе отклонения от общепринятых норм...

Здесь также не обошлось без композиций раннего творческого периода. "Надежда" (написанная Андреем в 14 лет) мелодией и гармонией напомнила мне раннего Бориса Гребенщикова. Настроение контрастно содержанию: надежда сдохла последней, честь обесчещена, асфальт мечтает взлететь, небо падает вниз... Все перепутывается, смешивается и кружится в неистовой пляске... Запись песни оказалась запоротой: инструменты перекрывают вокал, так что некоторые слова скорее угадываются, чем понимаются. Просто мистика какая-то! Ну, а лучшая вещь на альбоме - "Поезд". Песенка, хоть и создана где-то в начале нулевых, сегодня звучит так же свежо и непосредственно. Автору чуть больше 20-ти, он воспринимает жизнь в розовом цвете и нас заражает своим восприятием. И это у него получается.

Андрей Янушкевич часто обращается к поэзии Сергея Есенина. Многие песни, написанные им еще в 90-х и, подвергнутые переработке, исполняются на концертах. В "НеРеальную свободу" вошла песня "Грубым дается Радость", а в "Акустику 2013" - "Какая Ночь". Лично мне кажется, что в обоих случаях Янушкевичу удалось с максимальной точностью ощутить песенную природу есенинского стиха и воплотить в музыке слово и интонацию поэта. Я бы даже сказал так: свое мироощущение Андрей передает с помощью поэзии Есенина, а мироощущение поэта - посредством собственной музыки и исполнения.

Если не ошибаюсь, "Акустика 2013" - звукорежиссерский дебют Павла Кокшенёва, более известного в качестве вокалиста хардовой группы EMTRICA. Коль скоро это так, не могу не поздравить с удачным дебютом! По-моему, JANUSH в акустике (исключая "Надежду") должен звучать именно так.

Если бы меня сегодня попросили назвать тройку лучших белорусских русскоязычных авторов-исполнителей, безусловно, я бы включил в нее Андрея Янушкевича. Пожалуй, он - один из немногих музыкантов, за чьим творчеством я пристально слежу на протяжении почти полутора десятилетий. Как это банально ни прозвучит, макси-сингл M1 и альбомы проекта JANUSH настоятельно рекомендую всем любителям как авторской песни, так и русского - отнюдь не только андеграундного - рока. Уверен, знакомство будет небезынтересным, а, быть может, и очень приятным.

Скачать альбомы:

M1 - "+ і -"
JANUSH - "НеРеальная Свобода"
JANUSH - "Акустика 2013"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 октября 2013, 07:28
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (5) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиЖадный глоток реальной свободы (JANUSH на "Белом Абажуре-6", клуб "Palazzo", Брест, 27.10.2013)Геннадий Шостак05.11.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 7 / 0.013