РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ - "Сны Контрабасистов"


(c) & (p) Race Of Dreamers Production, 2014
5 tks./T.t. 34:45


Есть музыканты и группы, в чье творчество до беспамятства влюбляешься с первого знакомства. О них безумно хочется писать, говорить, рассказывать, делиться впечатлениями и мыслями о только что услышанном, советовать и рекомендовать всем и каждому... На мой взгляд, к числу таковых относится белорусская группа РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ.

...Все начиналось в Минске в 2007 году - с безымянного дуэта вокалистов и мультиинструменталистов Дарьи Богословой и Дмитрия Британова. К тому времени Дарья успела несколько лет отучиться в Белорусской государственной академия музыки по классу композиции и теории музыки. Но, как человек свободный, чуждый какому-либо схематизму и догматизму, прервала обучение. Впрочем, ее творческие способности простираются далеко за пределы музыки: Дарья пишет стихи (и не только) и рисует картины. Дмитрий на протяжении 90-х и первой половины 2000-х участвовал в гродненских проектах WAKE UP и GREEN DANCE. Так что оба обладают определенным опытом. В 2011 году само собой всплыло название РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ. Оно было подсказано одноименной картиной Дарьи Богословой. Год спустя название утвердилось как официальное...

В 2012 году Дарья и Дмитрий переехали в Гродно. Состав РМ пополнялся новыми музыкантами, неоднократно менялся и - на какое-то время - стабилизировался к концу июня 2014 года. Я не случайно оговорился: группа уподобляется живому организму, пребывает в непрерывном развитии и постоянном поиске. Иначе говоря, ее состав остается открытым и может бесконечно варьироваться. Для иноязычной аудитории название коллектива имеет английский эквивалент - RACE OF DREAMERS, который, в свою очередь, дал имя собственной домашней студии Дарьи и Дмитрия - "Race Of Dreamers Production".

Что характерно для РМ: во-первых, всех участников коллектива отличает серьезный подход к музыке. В их композициях каждый звук, каждый штрих, каждый нюанс тщательно продуман и филигранно отточен. Во-вторых, группа предпочитает не сковывать себя какими-либо жесткими форматами: у РМ есть песенная программа, а есть выдержанная в стилистике фьюжн. При этом Дарья Богослова не ограничивает это понятие лишь джаз-роком, а включает в него и фолк, и этно, и элементы импрессионизма и неоклассики, и другие направления. А есть программа, к которой правильнее всего применить термин "новая импровизационная музыка", в последние годы получивший широкое распространение в музыковедческой (в частности, джазоведческой) литературе. Описываемому явлению присущи культ свободной индивидуальной, коллективной или групповой импровизации (отсюда, собственно, и название), применение полистилистики, полиритмии, полиметрии, политональности, атональности и других техник, используемых в современной академической музыке, модальность*, свобода (или полное отсутствие) музыкальной формы. РМ "новую импровизационную музыку" также понимают по-своему: во-первых, все "поли-" и "а-" используют с тончайшим чувством меры - только и исключительно там, где это действительно необходимо; во-вторых, часто сближают ее, с одной стороны, с русской классикой XIX века, с другой - с традициями, сложившимися в европейской академической музыке XX века. Работа, о которой пойдет речь, выдержана именно в третьем направлении. А предыстория ее такова.

Ежегодно в июне в Минске проводился фестиваль немого кино "Кинемо". Но, начиная с нынешнего года, организаторы фестиваля решили охватить и другие регионы Беларуси. 27-29 июня 2014 года фестиваль прошел в Гродно. Приглашение получили и РМ. Из предложенного списка фильмов для озвучивания Дарья Богослова выбрала немецкую кинокомедию 1919 года "Die Puppe" ("Кукла").

Программа из 5 инструментальных композиций, вернее, коллективных спонтанных импровизаций была подготовлена в качестве рекламы к фестивалю и представляет собой нарезку из репетиционных записей, сделанных в составе: Дарья Богослова (также ВОЧЫ) - композиция, аранжировка, клавишные, флейта, белорусская сопилка-сопрано, украинская сопилка-альт; Дмитрий Британов (также ВОЧЫ) - звукозапись, гитара, бас-гитара, перкуссия; Анастасия Цибизова (экс-BEAUTY AND BEAST, ЛЕТО НА ПОДОКОННИКЕ, НЕКОТОРОЕ ОТСУТСТВИЕ ПУГОВИЦ, КАЛЬЯН, ныне также ЛЮДЗІ НА БАЛОЦЕ) - скрипка, вокал; Максим Назарук - ударные. Поскольку дебютную работу РМ составляют записи с репетиций, сами музыканты предпочитают называть ее мини-альбомом. Я же склоняюсь к рассмотрению программы как полноценного альбома - кто же мне запретит? Во-первых, ее хронометраж приближается к 35 минутам, во-вторых, программа подчеркнуто концептуальна. Дарья Богослова снабдила ее собственными комментариями. Предполагается, что они будут помещены на обложке к CD. А, поскольку эти комментарии пока не опубликованы, я - с любезного согласия автора - воспользуюсь ими для раскрытия концепции альбома и содержания композиций.

Название "Сны Контрабасистов" проистекает из концепции программы, которую общо можно обозначить как бесконечное путешествие сознания по срезам многомерности нашего внутреннего космоса. Лучше всего это получается в состоянии сна, в котором возможны невероятные сюжетные скачки от возвышенного к повседневно-сатирическому. Центральным персонажем в данном случае выступает контрабасист - человек-медиум с инструментом, звук которого способен проникать в глубочайшие пласты реальности. В оформлении альбома использован фрагмент абстрактно-фантазийно-космической картины Дарьи Богословой "Род". У разных слушателей он непременно будет вызывать различные ассоциации, но в итоге поможет активизировать воображение.

Открывается альбом зарисовкой "На Плотах По Лососянке". Название связано с местным гродненским колоритом. Будто видишь мелкую пограничную речушку Лососянку и неких таинственных персонажей, уплывающих по ней в неизвестность. Для характеристики музыки Дарья Богослова использует понятие "ироничный джаз": в этом направлении, по сравнению с джазом традиционным, музыканты могут позволить себе гораздо большую импровизационную свободу. Я же склонен трактовать стилистику композиции более широко - именно как фьюжн, т. е. сплав, в котором переплетаются, сталкиваются и взаимодействуют элементы джаз-рока, фанка, рэгтайма... И - много-много авторской отсебятины. Мне очень понравилась прикольная фишка в начале пьесы в виде реплики Дарьи "Да-а-а. Все пишется" и смеха Дмитрия и Анастасии.

Второй трек называется "В Трениках Трусцой". Представьте дяденьку-физкультурника лет 60-ти, ранним утром нарезающего круг за кругом на школьном стадионе в задрипанном трико. Комизм персонажа подчеркивается политональными фрагментами композиции и откровенно "насмешливым" звучанием скрипки. А характерные ритмы навевают воспоминания о далеком детстве с бесконечным пионерским маршем...

В альбоме можно условно выделить две кульминации - интеллектуальную и эмоциональную. Композиция "По Морям Многомерности" как раз являет собой кульминацию интеллектуальную. Это своего рода звуковая иллюстрация к одноименной картине Дарьи Богословой. Именно в этой пьесе концепция путешествия по глубинам внутреннего космоса находит наиболее яркое воплощение. А музыка способствует максимальной концентрации мысли. Здесь Дарья использует классический принцип построения драматургии: пролог - развитие сюжетной линии - кульминация - эпилог. Нежная флейтовая мелодия вводит слушателя в высокие духовные сферы. Музыкальный материал развивается волнообразно, создавая ощущение движения в неизведанном пространстве. После кульминации происходит возврат в состояние покоя... В пьесе отразились субъективные представления автора о ведической медитативной музыке; также причудливо сочетаются стилевые элементы нью-эйджа и импрессионизма.

"Танец Под Дождем" - самый короткий трек. В этой пьесе свободно переосмысливаются традиции фламенко в сочетании с новейшими тенденциями фри-джаза. Слаженная импровизация музыкантов передает пламенное движение (правильнее сказать - танец) в самом центре стихии.

Самый продолжительный трек альбома и его эмоциональная кульминация - неоимпрессионистическая пьеса "Ночные Облака". Центральный образ композиции - полная луна посреди рваных облаков. Временами начинает идти тихий теплый дождь, но он так быстротечен!.. "Изюминка" пьесы - пленяющий своим обаянием нонвербальный вокал Анастасии Цибизовой. Ощущение гармонии мира усиливает однообразный трансовый ритм, пронизывающий всю пьесу. Финальную композицию можно воспринимать как подведение итога всего альбома.

Для характеристики "Снов Контрабасистов" я позволю себе употребить оксюморон "сложная простая музыка", - сложная для исполнения и простая для восприятия. Несмотря на обилие диссонансов, политональностей и атональностей, она искрится сплошным позитивом.

Технический совет: при перезаписи альбома на диск в программе Nero Burning Rom желательно отметить галочкой опцию "Без пауз": перерывы между треками нарушают плавное перетекание одной композиции в другую и, таким образом, мешают адекватному восприятию. И группе РМ я бы рекомендовал издавать альбом на CD без пауз.

Всем интересных, спокойных и приятных снов!

Слушать и скачать альбом

* Модальность (от лат. modus, в одном из значений - "лад"). Принцип звуковысотной организации, при котором на роль главного фактора, определяющего качественное своеобразие горизонтальных линий и вертикальных сочетаний (мелодии и гармонии), выдвигается ладовый звукоряд (Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. - М., "Практика", 2010, с. 358).

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 сентября 2014, 17:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиГруппы две, состав - один (ВОЧЫ и РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ в КПУ "Грунт", Брест, 20.02.2016)Геннадий Шостак04.03.2016
СтатьиМузыка, поэзия, живопись и цирк (РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ в клубе "Грани", Гродно, 1.04.2016)Геннадий Шостак14.04.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.008