МУТНАЕВОКА - "Дзень Незалежнасьці"


(c) & (p) МУТНАЕВОКА, 2014
14 tks./T.t. 43:51


Словосочетание "мутнае вока" переводится на русский как "мутный глаз" и отсылает к белорусской литературной классике. В названии же минской группы оно пишется слитно и не склоняется по падежам.

На протяжении последних 10 лет МУТНАЕВОКА была и остается одной из самых культовых команд на альтернативной сцене белорусской столицы. Впрочем, альтернативность весьма условна: при наличии грамотной раскрутки эта группа по определению имела бы не меньший коммерческий успех, чем LUMEN в России, 5`NIZZA в Украине или MGZAVREBI в Грузии. А, быть может, всё еще впереди? Мне кажется, МУТНАЕВОКА имеет для этого все данные. Музыка такая же высоковольтная, как линии электропередач на обложке, запечатленные минским художником и дизайнером Павлом Лапковским. Если проводить сравнение с первым, выпущенным в 2010 году альбомом "Пошлы Гламур" ("Пошлый Гламур"), нельзя не заметить, что Явген Змушко вырос как поэт. Стихи большинства песен можно воспринимать в отрыве от музыки как чисто литературные произведения.

Обычно на концертах Явген позиционирует свой коллектив как панк-команду. На самом деле это не совсем так: стилистика группы являет собой сложное образование, в котором в разных соотношениях присутствуют и взаимодействуют панк и грандж, фолк и кантри, блюз и индастриал, даже поп!..

"Дзень Незалежнасьці" ("День Независимости") - второй полноформатный альбом в дискографии МУТНАЕВОКА. Он записывался в составе: Явген Змушко - тексты, музыка, вокал; Василий Ермоленко (экс-UNIA и ГОЛАЯ МОНАШКА) - гитара; Кирилл Тараненко - клавишные; Алесь Ильин - бас; Алексей Ефременко (экс-КАЛИ-ЮГА, TARPACH, PARTYZONE и ROKASH, ныне - BLAGI MAT!!!) - барабаны.

На первый взгляд может показаться, что Явген Змушко с товарищами намеренно избрали провокационное название, дабы подразнить гусей. Потенциальных искателей сенсаций спешу успокоить: ни к каким политическим движениям участники МУТНАЕВОКА не принадлежат. В то же время политические взгляды не следует путать с гражданской позицией, которая у автора, безусловно, есть. Она четко прослеживается в некоторых песнях. А название альбома имеет несколько объяснений: во-первых, День Независимости во всех цивилизованных странах не только отмечается, но и считается национальным праздником. Во-вторых, на философскую концепцию альбома косвенно повлиял сюжет кинобоевика Роланда Эммериха и Дина Дэвлина "Independence Day". Наконец, в-третьих (и в самых главных), альбом - развернутая метафора: автор искренне верит в наступление дня, когда все и каждый почувствуют себя независимыми, свободными и счастливыми. Основную идею альбома Явген Змушко кратко сформулировал в одном из своих интервью (цитирую в собственном переводе с белорусского): она "состоит в том, чтобы вывести всех подавленных - подростков, взрослых, людей среднего возраста, мечтателей, авантюристов, всех тех, кто живет каждый миг и дышит полной грудью, - к просветлению, дать больше сил и простора и помочь раскрыть собственный потенциал".

Альбом задумывался как маленькая рок-опера со своим сюжетом и внутренней драматургией. В стартовой песне "Сам-Насам" ("Наедине С Собой") смысловой мессидж концентрируется в краткой финальной фразе: "Заставайся сабой" ("Оставайся собой"). "Драпежная Котка" ("Хищная Кошка") часто исполнялась на концертах и задолго до выхода альбома стала не только хитом, но и визиткой группы. Песня поется от лица представительницы прекрасного пола, расставляющей сети потенциальным жертвам. У автора отношение к героине песни далеко не однозначное: с одной стороны, такие девушки (женщины) вызывают закономерное опасение, с другой - делают нашу жизнь более интересной и насыщенной. Герой песни "Зваротны Адлік" ("Обратный Отсчет") находится в разладе с самим собой. Пограничное состояние подчеркивается надрывным вокалом и гаражным гитарным звуком. "Малінавы Настрой" ("Малиновое Настроение") я бы назвал движением маятника в противоположную сторону, от полного негатива к полному позитиву. Под эту веселую песенку можно даже танцевать. Итак, всем малинового настроения! Название следующей композиции - яркий пример игры со словами: его можно прочитывать и как "Восьмая Восень" ("Восьмая Осень"), и как "Вось Мая Восень" ("Вот Моя Осень"). Эдакий припопсованный грандж или пригранджованный попс. И вокал настолько проникновенный, что на душе становится холодно и дождливо... Но Явген не зацикливается только и исключительно на собственной персоне: так, "Хто Мы Ёсьць" ("Кто Мы Есть") - монолог об экзистенциальном самоопределении. Автор (и лирический герой) ощущает себя неотъемлемой частью некоего "мы" (человечества? общества? нации?). И, как это ни банально звучит, для того, чтобы тебя уважали, необходимо научиться самому уважать себя. "Пэрформанс" - метафора промысла божьего. Текст исполнен иронии по отношению к фаталистам, полагающим, что "Той, хто вышэй, чарговы раз, зьмяняе ўсё, мінуе нас" ("Тот, кто выше, в очередной раз изменяет всё, минуя нас"). В песне закодирована известная пословица: "На бога надейся, а сам не плошай". А своей композиционной структурой она напомнила мне битловскую "Hey Jude": как и там, здесь многократное повторение финального музыкального построения увеличивает продолжительность песни более чем в два раза. Но Василий Ермоленко вносит разнообразие, сыграв на электрогитаре развернутое импровизационное соло...

Группе МУТНАЕВОКА уже неоднократно приходилось исполнять кавер-версии чужих композиций в диапазоне от КИНО до SEX PISTOLS. В альбом вошел дважды-кавер на американскую народную песню "Run On (For A Long Time)" (другое название - "God's Gonna Cut You Down") в интерпретации Джонни Кэша. В оригинале текст представляет собой обращение к грешникам с предупреждением о неизбежности божьей кары. Явген Змушко написал собственный белорусский текст, по содержанию близкий оригиналу. При этом песня получила другое название - "Бог Уратуе Ня Ўсіх" ("Бог Спасет Не Всех").

34-секундный "Эпілёг" ("Эпилог") являет собой стихотворение в прозе, прочитанное под минималистический аккомпанемент синтезатора. Автор тонкими штрихами создает портрет соотечественника и советует обратить взор к Небу...

Последующие пять треков - бонус или постскриптум, хотя запросто могли бы вписаться и в основной материал.

Живые Мишени из одноименной песни - это мы с вами, весьма и весьма уязвимые перед реальностью, как виртуальной, так и, извиняюсь за тавтологизм, реальной. Острое беспокойство ощущается и в вокале, и в инструментальном сопровождении. Песня "Два Пілёты" ("Два Пилота") также проникнута тревожным настроением. Монолог пилота, который находится на борту корабля, испытывает приступы морской болезни и каждое мгновение ожидает катастрофы... "Краіна Tut.by" ("Страна Tut.by") - манифестация гражданской позиции Явгена Змушко. No comments! Добавлю лишь, что на концертах лидер МУТНАЕВОКА посвящает песню событиям на Украине. "Апантаны" ("Одержимый") мне хочется назвать гимном упорству, настойчивости, целеустремленности. Мораль сей песни такова: как бы ни было трудно, какие бы преграды на пути ни встречались, собери волю в кулак и иди к своей цели. Некоторая затянутость финала продиктована, очевидно, выбором выразительных средств: вконец измученный, лирический герой продолжает движение. Фраза "Я плыву" многократно повторяется то надрывным криком, то шепотом на фоне скрежещущей гитары, синтезатора, держащего единственную ноту, и электронных эффектов... Без перерыва, как бы незаметно, начинается последняя композиция - "Амфібія". Ощущение трагической развязки достигает своей высшей точки в монументальной психоделической коде. И, на мой субъективный взгляд, такой конец, принципиально далекий от хэппи-энда и вовсе не располагающий к оптимизму, драматургически вполне оправдан. Быть может, это обращение автора к каждому потенциальному слушателю с призывом подумать о фундаментальных жизненных ценностях...

Записанный весной 2014 года, альбом МУТНАЕВОКА "Дзень Незалежнасьці" пока существует только в виде интернет-релиза в формате mp3. Лично я читал на форумах пожелания белорусских меломанов услышать его в lossless-качестве. Могу похвастаться, что мне - одному из немногих - это удалось: будучи знаком с музыкантами, получил wav-файлы, конвертировал в Audio CD и прослушал на проигрывателе высокого класса (благо, представилась такая возможность). И могу заявить: разница с mp3 ощущается физически. Звучание куда более объемно, можно сосредоточиться на каждом инструменте. И если альбом увидит свет на компакт-диске (а надежда, как известно, умирает последней!), поклонники МУТНАЕВОКА вне всякого сомнения оближут пальчики. Желаю группе скорее изыскать возможность издаться - спрос на альбом уже есть.

...День Независимости продолжается!

Слушать альбом
Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 июля 2015, 00:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиМы ждем перемен! или КИНОпробы по-брестски (ОКЦ, Брест, 9.10.2010)Геннадий Шостак18.10.2010
СтатьиВечер весны, любви и всего хорошего (МУТНАЕВОКА в паб-клубе "Graffiti", Минск, 1.03.2015)Геннадий Шостак13.03.2015
СтатьиЯвген Змушко (МУТНАЕВОКА): "Главное - чтобы наше творчество пошло в народ"Геннадий Шостак22.09.2015
СтатьиГенеральная репетиция "Туши свет!" (МУТНАЕВОКА в "TNT Rock Club", 30.04.2017)Геннадий Шостак15.05.2017

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007