Виталий Калгин - "Виктор Цой"


(c) Виталий Калгин, 2015
(p) М., "Молодая гвардия", 2015
361[7] с., илл. - 4000 экз.


За минувшие 25 лет о Викторе Цое и группе КИНО было издано немало книг - как сборников документов и материалов, так и работ монографического характера. В их числе хотелось бы упомянуть повесть Алексея Рыбина "Кино с самого начала", фантастическую киноповесть Александра Долгова "Цой: Черный квадрат" и биографическую книгу Александра Житинского "Цой forever".

Книга Виталия Калгина "Виктор Цой" вышла в биографической серии "Жизнь замечательных людей. Малая серия". Прежде чем приступить к ее рассмотрению, имеет смысл сделать маленькое теоретическое отступление.

Еще в 50-е годы издательство "Молодая гвардия" провозгласило основные принципы жанра "ЖЗЛ": это научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность. Как они преломляются в представляемой книге?

Виталий Калгин в силу возраста не мог лично знать своего героя: когда Цой погиб, автору книги было всего лишь 10 лет. Впрочем, в этом есть свой плюс. Калгину удалось избежать феномена, который Лев Гумилев называл "аберрацией близости": люди, близко общавшиеся с Цоем, не могли оценить масштаб его личности. Данная же книга представляет собой взгляд на жизнь и творчество основателя и лидера КИНО с определенной дистанции. Автор пишет о своем герое с большой любовью, но без панегирического придыхания. Еще один плюс настоящего издания - вклейка с более чем 30 архивными черно-белыми фотографиями: вот шестилетний Витя Цой. Вот Витя - пионер. Вот ночная встреча Виктора Цоя, Антона "Осла" Галина, Евгения "Юфы" Юфита и Андрея "Свиньи" Панова в 1980 году... Вот последний концерт группы РАКУРС с участием Цоя, датированный декабрем 1980 года... Вот фото со свадьбы Виктора и Марьяны 4 февраля 1984 года...

Эту книгу нельзя назвать научной в строгом смысле слова. Однако некоторые признаки научности здесь все же имеются. Во-первых, Виталий Калгин тщательно изучил широкий массив первоисточников - книг, газетно-журнальных публикаций, телепередач, материалов в Интернете (в тексте книги большинство из них цитируется); взял интервью у людей, знавших Цоя. В ткань повествования вплетаются голоса родителей Виктора - Валентины Васильевны и Роберта Максимовича, его коллег по цеху, друзей, знакомых, людей, сыгравших определенную роль в судьбе группы КИНО - Алексея Рыбина, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Андрея Панова, Джоанны Стингрей, Александра Липницкого, Артемия Троицкого и многих других. Во-вторых, автору удалось с максимальной правдивостью воссоздать необходимый культурный контекст, на фоне которого разворачиваются описанные события.

А вот литературный уровень книги называть высоким я, пожалуй, не стану. Правильнее было бы сказать - выше среднего. Чувствуется, что автор изо всех сил старается писать живым, увлекательным языком. Но в итоге получается просто грамотный, правильно построенный текст, не более. Когда его читаешь, не возникает никаких эмоций. Посему лично я воспринимаю эту книгу как познавательную, но никоим образом не занимательную. А еще раздражает, что Виталий Калгин на каждом шагу участников КИНО называет "киношниками". Возможно, так проще: не надо напрягаться и подыскивать слова.

Книга хронологически подразделяется на три части в соответствии с тремя периодами жизни главного героя: 1) 1962-1977 годы - детство; 2) 1977-1987 годы - молодость: учеба в художественном училище им. В. А. Серова, резьба по дереву, рок-тусовка 1980-х, работа в кочегарке, становление группы КИНО, запись первых альбомов, съемки в фильме "Асса", первые шумные успехи, знакомство с Марьяной и свадьба, рождение сына; 3) 1987-1990 годы - зрелый период жизни: обретение группой культового статуса, песни, ставшие классикой русского рока, новая любовь - Наталья Разлогова, съемки в фильме "Игла", роковая авария... Я намеренно обозначаю здесь каждый период лишь пунктирно: и потому, что о жизни и творчестве Виктора Цоя уже написаны тома, и потому что не уверен, имеет ли смысл пересказывать в рецензии содержание обозреваемой книги.

Но поскольку творчество артиста (будь то живописец, писатель или музыкант) определяется его личностью, на одном качестве главного героя хотелось бы остановиться.

Виктор Цой всю свою сознательную жизнь находился вне системы, проявлял тягу к свободе и независимости. Нет, он никогда не был ни антисоветчиком, ни диссидентом, - просто всегда предпочитал оставаться вне социума. Это качество отражалось и в его песнях на разных этапах творчества.

Из книги читатель узнает в мельчайших подробностях, как шла работа над каждым альбомом КИНО. И снова проседает искусствоведческий аспект. Но автор легко выходит из положения, предоставляя слово участникам КИНО, коллегам и друзьям Цоя.

Не проходит Виталий Калгин мимо такого явления как КИНОмания. Фанаты Виктора Цоя и его группы изображаются в негативном свете: они только то и делают, что крушат всё на своем пути и забрасывают бутылками и гайками музыкантов, выступающих у КИНО на разогреве... Вообще фанатизм в крайних его проявлениях, будь то религиозный, политический, футбольный или музыкальный - это всегда плохо. Но на самом деле не все так однозначно.

К сожалению, автор пользовался источниками, содержащими недостаточную или недостоверную информацию. Так, Жанна Агузарова выступала под сценическим псевдонимом Ивонна Петерс или Ивонна Андерс. Кроме того, Виталий Калгин допускает элементарную небрежность в написании названий некоторых песен. Как правильно - "Хочу Перемен", "Мы Ждем Перемен" или "Мы Ждем Перемен!" (с восклицательным знаком или без?). С подобными разночтениями надо было бы разобраться.

"Краткая информация о людях, чьи имена и комментарии присутствуют в данной книге" изобилует белыми пятнами. Издатели просто-напросто поленились лишний раз войти в Интернет и уточнить необходимые сведения. Так, о киевлянине Александре Евтушенко читаем следующее: "Александр Евтушенко - один из устроителей киевских концертов КИНО". А если б составитель настоящего раздела как следует погуглил, узнал бы, что это известный киевский журналист, радио- и телеведущий, автор книг и публикаций об украинском роке, искусствовед, поэт. Этим и ограничусь. Ибо, если обращать внимание на другие ляпы, объем рецензии может возрасти как минимум вдвое.

Увы и ах, книга производит впечатление незаконченной, не доведенной до совершенства. Хотя, бесспорно, некоторые интересные факты из жизни Виктора Цоя и группы КИНО, из истории ленинградской рок-н-ролльной сцены из этого труда можно почерпнуть.

Заказать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 августа 2015, 02:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЮрий Айзеншпис - "Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды"Геннадий Шостак03.08.2012
РецензииВиктор Цой - "Мы ждем перемен"Геннадий Шостак20.02.2013
РецензииАлексей Рыбин - "Кино с самого начала"Геннадий Шостак14.11.2013
РецензииКИНО - "Атаман"Олег Гальченко04.08.2015
АрхивКИНО, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр28.11.2003
АрхивКИНО, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр04.09.2006
Архивк/ф "Рок", часть 1 (разные издания)Старый Пионэр22.10.2008
Архивк/ф "Рок", часть 2 (разные издания)Старый Пионэр29.10.2008
Архив"Московский Комсомолец" 21.04.1988 (к/ф "Йя-хха")Старый Пионэр29.10.2008
Архивк/ф "Игла" (разные издания)Старый Пионэр05.11.2008
АрхивКонцерт памяти Цоя (разные издания)Старый Пионэр04.06.2009
АрхивНикто еще не умер (А. Башлачёв, В. Цой, К. Кобейн)Екатерина Борисова18.08.2013
АрхивКИНО, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова13.08.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.006