К 55-летию со дня рождения Егора (Игоря Федоровича) Летова подоспел очередной трибьют. В него вошли версии песен, предложенные музыкантами из трех славянских стран бывшего СССР, представляющих разные стили и поколения. Трибьют вышел на цифровом лейбле "Universal music" при поддержке интернет-портала "Meduza" и "Нашего Радио".
Мне бы хотелось обратить внимание читателя на встречающиеся в Интернете разночтения по поводу количества песен, включенных в трибьют. Для издания было подготовлено 27 треков - 26 основных +1 бонус. Однако на некоторых цифровых площадках к трибьюту добавлено еще 2 бонуса, о каждом из которых я считаю возможным сказать по несколько слов.
Вместе с бонусами трибьют звучит более полутора часов. Есть что послушать. Есть чем восхититься. Есть от чего огорчиться. Ну и, так сказать, "середнячок" - то, что оставляет равнодушным.
Начну с восторгов, которых предостаточно.
PLOHO - "Мы - Лед"
Новосибирец Виктор Ужаков выбрал самую "новосибирскую" песню Егора Летова и интерпретировал ее очень-очень "по-plohому". Но результат превзошел все ожидания. Стиль с определенной долей условности можно назвать электронным пост-панком. Мелодия несколько видоизменена, точнее говоря - "минимизирована": Виктор интонирует под монотонный, холодный аккомпанемент. Создается образ майора - тупого, бездушного, лишенного способности к эмпатии.
ГРОМЫКА - "Слава Психонавтам"
Песня превратилась в тяжелый психоделический твист, а Максим Валерьевич Кошелев перевоплотился в этакого торжественного Муслима Магометовича Магомаева. И такое превращение-перевоплощение идет каверу только в плюс, несмотря на потерю одного куплета.
ГОЛОС ОМЕРИКИ, ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ - "И Снова Темно"
Обе группы - московская и минская - представили собственные версии в стилях соответственно панк-шансон и пост-панк. И Родион Лубенский, и Илья Черепко-Самохвалов выбрали второй, более "конкретный" вариант, входивший в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Русское Поле Экспериментов, в котором "Гитлер истерично вопил. Трумэн Хиросиму взрывал. Сталин миллионы давил. Ленин в мавзолее вонял". У "омериканцев" классная духовая секция. А ПЕТЛЯ меня восхитила своим, если можно так выразиться, музыкальным хулиганством, переходящим в беспредел. В итоге у обеих групп получилось не только темно, но и весело.
NIZKIZ - "Нечего Терять"
Версия в стиле, который я условно и приблизительно обозначил бы как инди-рок. Александру Ильину удалось соблюсти баланс между лирической и драматической составляющими, сохранив авторское настроение.
САНСАРА - "Отряд Не Заметил Потери Бойца"
Александр Гагарин спел песню вместе со своими дочерями Марго и Мирой, а Искандер Ханнанов сыграл на виолончели. Получилась трогательная колыбельная, более интимная, чем оригинал.
ГАРАЖИ - "Трамвай"
Молодцы киевляне! Очень красивый кавер, балансирующий на грани реггей и электропопа, с вокальной импровизацией в конце.
ANIMAL ДЖАZ - "Всё Как у Людей"
Песня входила во вторую часть трибьюта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Для рецензируемого издания она была переписана заново. Приджазованный запев вступает в контраст с гранджевым припевом. А заглавная фраза из уст Александра Красовицкого звучит еще более трагически, чем у Егора с Янкой.
Noize MC - "Всё Как у Людей"
Это не кавер, а самостоятельное музыкально-поэтическое произведение, для которого одноименная песня послужила своеобразной отправной точкой. Иван Алексеев написал и прочитал текст на актуальные общественно-политические темы под гармонию летовской песни и с обилием цитат из Игоря Федоровича. И только в припеве засэмплированы голоса Летова и Янки, пропевающие заглавную фразу.
LOUNA - "Моя Оборона"
Данный кавер записывался для альбома "Мы - это LOUNA" (2013). В музыкальную составляющую органично вписались цитаты из "Smells Like Teen Spirit" NIRVANA. Вот только не совсем понятно, зачем составителям сборника понадобилось вырезать из трека концовку. Причем, сделано это очень неаккуратно и грубо.
ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА - "Панк и Рок-н-Ролл"
Эта версия была записана в прошлом году для альбома "Мало" и специально пересведена для трибьюта. Получилась, по определению фронтмена группы Алексея "Пыльной Радуги" Румянцева, "грязная страшная тяжелая эстрадная песня". Как и все остальные, кавер выполнен с большой любовью и трепетным отношением к первоисточнику. Огромное спасибо Алексею и его команде за то, что дали песне вторую жизнь.
Псой Короленко - "Без Меня"
В основную версию трибьюта не входит. Очень красивая припанкованная эстрадная песня с великолепной оркестровкой.
Большая часть трибьюта тянет на "середнячок".
Гречка - "Все Идет По Плану"
Песня обрамляется переключением телеканалов, слышна заставка программы "Время" - фрагмент из музыки Георгия Свиридова к кинофильму "Время, вперед!" Текст Егора Летова, музыка Гречки. При желании Анастасия Иванова может хорошо петь. Но в данном кавере дикция отвратительная. Если бы я не знал первоисточник наизусть, половины слов не понял бы.
Найк Борзов - "Про Дурачка"
Неплохой indie с добавлением электроники. А дурачок получился так себе. В одно ухо влетел - из другого вылетел.
RSAC (RED SAMARA AUTOMOBILE CLUB) - "Долгая Счастливая Жизнь"
Очень грамотная аранжировка - не придерешься. После второго куплета нота в ноту воспроизводится оригинальный синтезаторный проигрыш. Вот только куда-то подевались трагизм, драматизм и глубина, присутствовавшие в оригинале.
ПСИХЕЯ - "На Хуй"
Казалось бы, здесь есть все: и панк с хардкором, и экспрессия в вокале, и качественная аранжировка... А Егора Летова нет от слова "совсем".
НАИВ - "Сияние"
Дмитрий "Snake" Хакимов причесал песню "под себя". Безупречная аранжировка. Но в целом как-то не убедительно.
НЕЙРОМОНАХ ФЕОФАН - "Без Меня"
Превращение песни Егора Летова в балалаечно-электронную скоморошину - явная неудача трибьюта.
КОБЫЛА И ТРУПОГЛАЗЫЕ ЖАБЫ ИСКАЛИ ЦЕЗИЮ, НАШЛИ ПОЗДНО УТРОМ СВИСТЯЩЕГО ХНА - "Солнцеворот"
Предложенная интерпретация выполнена в стиле "палеонтологический синти-поп". Увы, вокалу Антона "Кобылы" Вагина не хватает уверенности. По итогу московско-питерскому трио не удалось передать настроение песни.
Нонконформистка - "Наваждение"
Москвичка Маша Непорожняя - еще одна разгорающаяся звездочка подросткового инди-попа. Много энергетики (что хорошо) и мало глубины (что плохо). Вот так она могла бы исполнять какой-нибудь шлягер Вячеслава Добрынина или Юрия Антонова.
ДАЙТЕ ТАНК! - "Пошли Вы Все На Хуй"
Кавер в стиле реггей. Интерпретаторы лишили песню присущей ей злобы и превратили в эдакое дураковаляние. Спрашивается - зачем?
АРИЧИКААРИ - "Насрать На Мое Лицо"
Первоначально группа создавалась как кавер-бэнд для новых интерпретаций наследия ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. В версии Стаса Старовойтова и Руслана Баталова песня получилась несколько кабаретной и совсем далекой от первоисточника.
Билли Новик - "Мимикрия"
Для трибьюта была выбрана вещь, не входящая в альбом "Песни Егора Летова", но интерпретированная в той же стилистике. Первый куплет выдержан в бардовской манере, второй - в слегка приджазованной. Кавер надолго в памяти не задерживается.
POKAPRЁТ - "Зоопарк"
Участники группы создали собственную музыку на текст Егора Летова, и только в финале на акустической гитаре воспроизводится оригинальная гармония. По стилю напоминает утяжеленный блюз. Но не PRЁТ совсем - ни пока, ни когда-либо.
ЛЕНИНГРАД - "Винтовка - Это Праздник"
Снова-таки своя музыка на летовский текст. Смысловые акценты сместились, содержание песни сведено к двум ключевым фразам "Все летит в пизду" и "Сплошная поебень", причем каждое матерное слово едва ли не выкрикивается. Я не против мата как такового. Я против мата как самоцели.
Шиш Брянский - "Хороший Автобус"
В основную версию трибьюта не входит. Песня спета под аккордеон, к которому в проигрыше между вторым и третьим куплетами присоединяется электрогитара. Лично меня раздражает коверкание слов, якобы имитирующее псевдоукраинский акцент.
И закончу огорчениями, которых, к счастью, не много.
SONIC DEATH - "Мама, Мама..."
КОМСОМОЛЬСК - "Снаружи Всех Измерений".
Говорят, что это инди-поп. Что же, и в инди-попе есть как хорошие представители, так и не очень. "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь". Сказанное относится к обеим группам.
Слава КПСС - "Вселенская Большая Любовь"
Рэпер Вячеслав Машнов здесь поет, но пытается копировать Егора Летова, вплоть до каждой интонации. Такое ощущение, будто музыкальное сопровождение вот-вот развалится на отдельные инструменты. В проигрышах на заднем плане звучат фрагменты речей лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. А в самом конце Слава, перефразируя слова из выступления Егора Летова на концерте памяти Башлачёва, произносит: "Я хочу поприветствовать весь наш попс, собравшийся в этом трибьюте, всех эстетов во главе с Гречкой, всех тех людей, которые весь наш рок или то, что у нас роком когда-то было вместе с Егором Летовым, превратили в такую жопу!" Мне кажется, стеб здесь неуместен, равно как и наличие данного трека.
Выход трибьюта ярчайшему представителю русского рок-андеграунда не может не радовать. И все-таки уважаемые издатели могли бы проявлять хотя бы маломальскую избирательность. Ибо много - не значит хорошо. А еще стоило бы помнить, что слово "трибьют" согласуется с именами и названиями в дательном падеже - "Трибьют Егору Летову" (а не "Егора Летова").