ТЕПЛАЯ ТРАССА - "Царица Небесная"


(c) ТЕПЛАЯ ТРАССА, 1993
(p) TrueFanatics, 2023
14 tks./t.t. 53:31


"Царица Небесная" - седьмой номерной альбом ТТ и пятый, заключительный в условной пенталогии, куда вошли "Вниз и Налево", "Этот Мир (Рождественский Альбом)", "Надежда (Крещенский Альбом)" и "Веселая Педократия".

В 90-е годы альбом распространялся московской студией "Колокол". В 00-е - 10-е издавался с разными оформлениями. Последнее переиздание приурочено к 30-летию записи. На лицевую сторону обложки помещен абстракционистский рисунок Вадима "Дёпы Побокова" Макашенца, отразивший мысли и переживания автора. Именно им изначально предполагалось оформить альбом.

Над материалом работали: Сергей "Талонов" Кистанов - гитары, драм-машина, вокал; Леонид "Шао" Веремьянин - вокал; Эльза - вокал; Константин "Ветеран" Кирьячков - бас. Музыка оригинальных композиций написана Сергеем Талоновым на стихи Вадима Макашенца. Последняя треть "Царицы Небесной" создавалась под сильным впечатлением от альбома группы ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ "Память", который во второй редакции получил название "Смертное".

Здесь ТТ уходит от панка. В музыке проявилось влияние русского фольклора и бард-рока, в меньшей степени - советской песенной традиции. Сами музыканты предпочитают более обобщенное определение "сибирский рок". В текстах напрочь отсутствует табуированная лексика. Вадим Макашенец как поэт на деле доказал, что христианство и экзистенциализм могут не только сочетаться, но и пребывать друг с другом в гармонии.

Альбом открывает русская народная песня "Разлука" ("Миленький Ты Мой...") в исполнении Эльзы и Сергея Талонова. Ее контекст и содержание меняют две последние строки каждой строфы: "Там, в краю далеком буду тебе вдовой" и "Там, в краю далеком есть у меня вдова". Таким образом, уже в начале альбома заявляет о себе мотив смерти как естественного и неизбежного момента нашей жизни. Он получает несколько иное преломление в песне "Убитый в Бою": лирический герой попадает в пограничную ситуацию и умирает физически, но живет духовно. Вадим Макашенец подчеркивает преемственность с предшествующей рок-культурой, цитируя песню Алексея Романова "Слепили Бабу". "Анархия Неба" - метафора торжества духовного над материальным. Безумный мир из одноименной песни отождествляется с миром иррациональным, не поддающимся логическому объяснению, миром божественным. "Аве Мария" и "Рождество" также построены на оппозиции материальное - духовное. Герой приходит к Богу и обретает любовь. В припеве первой песни приводится цитата из "Ave Maria", а в финале в ткань композиции вторгается романс Евгения Юрьева "В Лунном Сияньи" в исполнении Эльзы, утверждая торжество любви. Во второй цитируется "Землянка" Константина Листова на стихи Алексея Суркова.

"Лицо Победы" и "Победа" образуют условную дилогию. В первой песне безоговорочную победу одерживает распятый Иисус Христос. Во второй духовное побеждает материальное. Но в последнем куплете автор играет со значениями "победа" - "беда": ведь в древнерусском языке "побѣда" означала "поражение".

Авторство "Паруса" Сергей Кистанов и Вадим Макашенец должны разделить с Владимиром Семеновичем Высоцким, припев песни которого воспроизводится почти без изменений. Из любой, даже самой сложной ситуации всегда можно найти выход - таков смысловой посыл. В первом куплете вновь цитируется "Землянка". Вторая часть "Паруса" - "Каюсь" - 30 лет спустя будет включена в альбом ТТ "Сигналы".

Для героя антиурбанистической песни "Город" населенный пункт, где он живет, превращается во враждебную силу, наделяется негативным смыслом.

"Непрерывный Суицид" - стихи Вадима Макашенца, положенные на музыку Романа Неумоева. Первоисточник Вадим Макашенец и ТТ восприняли как дар свыше, голос Бога. По словам Вадима, в данном случае "непрерывный суицид - боль Отца за распинаемого Сына, за грехи людские. Ничто человеческое не чуждо Богу. И люди не вправе Его судить, поскольку они - Его твари, а не судьи..." Талонов и Шао исполняют песню дуэтом в унисон, а в конце изображают пение каноном, т. е. поочередное пропевание одного и того же мелодического отрезка друг за другом.

Вадим Макашенец и музыканты ТТ очень любят советские песни и русские романсы, на которых росли, воспитывались и формировались. Заключительная часть альбома состоит из трех треков под одну акустическую гитару: таким образом, индивидуальное творчество ТТ сливается с творчеством общим, общенародным. Создается ощущение теплой, уютной домашней обстановки.

"Темную Ночь" из к/ф "Два бойца" Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова (по другим данным - Евгения Петрова-Агатова) и "Каким Ты Был..." из к/ф "Кубанские казаки" Исаака Дунаевского на стихи Михаила Вольпина (в выходных данных не обозначен) и Михаила Исаковского поют соответственно Талонов и Эльза; в обеих песнях мелодии слегка перевраны. Романс "То Не Ветер Ветку Клонит", исполненный дуэтом Талонова и Эльзы, обозначен как русская народная песня. Хотя у него есть другое название "Лучина" и авторы - композитор Александр Варламов и поэт Семен Стромилов. Видимо, издателям было недосуг уточнить...

В целом качество исполнения и записи несет на себе печать некоторой халявности. Но я бы не сказал, что это минус. Зато у альбома есть очевидные, безусловные плюсы: он от и до позитивен и слушается на одном дыхании.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 апреля 2024, 22:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002