Одиссей покидает Итаку? (Новый альбом Александра Кутикова)


"Да, может Самнеров Гордонов
И быстрых пальцами Клэптонов
Российская земля рождать!"
народное


С гордостью заявляем, что представитель сайта "Наш НеФормат" оказался едва ли не первым журналистом, услышавшим альбом Александра Кутикова "Демоны Любви" целиком. Издание альбома грядёт лишь осенью, но посетители нашего сайта получают возможность уже сейчас узнать подробности о втором сольнике музыканта МАШИНЫ ВРЕМЕНИ.

Начнём, пожалуй, с критики. Худший вариант в качестве открывающего трека, чем песня "Наливай", выбрать было трудно. Слава Богу, "алкоголическая", как говаривал Юрий Юлианыч, тематика фигурирует в альбоме в первый и последний раз. Далее совсем другие номера. Общее у "Наливай" с остальными песнями только то, что она была записана в лондонской студии "Эбби Роуд". Концептуальное присутствие этой вещи в альбоме можно объяснить разве тем, что "Наливай" посвящена аранжировщику струнных Энди Райту, с которым Александр Викторович сделал не только прекрасные оркестровки, но и продегустировал множество прекрасных напитков. Стоит сказать, что этот размашистый трек бодрости наводит, однако представительской роли не выполняет.

Такое начало меня настроило на скептический лад, поэтому в следующих двух треках - "Новые Пилигримы" и "Снег" - я пытался найти отрицательные черты поздней МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, постоянно путешествующей в собственное прошлое. И если "Новых Пилигримов" можно назвать вариацией на темы многих кутиковских боевиков (типа "Спускаясь К Великой Реке"), то в песне "Снег" мелькнула фраза, которая дала намёк на нечто новое и интересное: "смайлик в тропаре в конце строки" (о, актуализация!). А к песне "Больше, Чем Сон" мой скептицизм улетучился и больше не возвращался.

Здесь нужно сделать первое отступление и рассказать о ритмической структуре альбома. Зная Кутикова в качестве хрипатого мотора группы МАШИНА ВРЕМЕНИ, мы представляем его в первую очередь как мастера боевиков - в диапазоне от легковесных "Скачек" до морализаторской "Оставь Меня". За несомненным драйвом многих песен Александра в тени остаётся его лирика: от "Музыки Под Снегом" до "Знаю Только Я". В "Демонах Любви" (название, уже намекающее на двойственность, не правда ли?) драйв и лирика Кутикова счастливо соединились, образовав особый поджанр песен, которые там, где записывался Александр Викторович, называют "torch ballads". Зажигательные баллады по-нашему.

Вот эти зажигательные баллады и составляют основное содержание альбома. Чистый хард заканчивается где-то в первой части первой стороны альбома (старый виниловый наркоман Кутиков обещает и LP-релиз), потом начинаются арт-рок-гимны. Кульминацией пластинки становится песня "Одиссей", где одновременно вживую играют четыре разных клавишных инструмента. Нежная и завораживающая в первой части, как воспоминания героя о родной Итаке, во второй части она гремит и устрашает, как гнев Посейдона. Не открою Новой Англии, если скажу, что "Одиссей" - одно из лучших сочинений Александра Кутикова за всю его музыкальную карьеру. Это было подтверждено и его британскими коллегами, которые предлагали перевести песню на английский язык, справедливо видя в ней хит, от которого не отказались бы ни Стинг, ни Элтон Джон.

Здесь мы сделаем второе (уже точно лирическое) отступление и расскажем о любви. Помимо общей для всех наших рок-динозавров любви к творчеству THE BEATLES, у Александра Кутикова есть и другая, не менее сильная любовь. Ещё в 1970 году в альбоме PINK FLOYD "Atom Heart Mother" он сумел разглядеть потенциал будущих классиков рока, пропагандируя эту тогда ещё малоизвестную в СССР группу среди "машинистов". А если вспомнить о том, что Кутиков ещё и звукорежиссёр, то станет понятным, насколько внимательно он вслушивался в поздние эксперименты [прото]психоделических THE BEATLES и пионеров арт-рока PINK FLOYD. Время - наше время! - показало, что эта любовь - не только сильная и бесконечная, но правильная и вдохновляющая.

Звучание "Демонов Любви" имеет множество отсылок к творчеству этих не раз помянутых рок-классиков. Причём Кутиков не стесняется признаваться в этом почти впрямую. По его просьбе, гитарные соло исполнялись исключительно слайдом: так Александр передаёт привет и почтение Джорджу Харрисону. А песня "Улицы" - привет не только всем пятерым "битлам" (вместе с их звукорежиссёром Джорджем Мартином), но и всей студии "Эбби Роуд", создавшей рок-саунд конца 60-х - начала 70-х, который остаётся по-прежнему востребованным не только музыкантами-эпигонами вроде OASIS и KULA SHAKER, но и простыми меломанами. Статистика говорит, что в кризисные времена продажи классических рок-альбомов растут; собственно, только они хорошо и продаются.

Как выясняется, между психоделическими THE BEATLES и психоделическими PINK FLOYD больше сходства, чем различий. В результате синтез их гармоний рождает звучание прозрачное и мощное, трогательное и торжественное одновременно. И всё же не "битлами" и "флойдами" едиными живы мы. Кутиков нашёл время продемонстрировать свои широкие, на самом деле, музыкальные интересы, да и просто пошутить. Песня "Твоя Любовь" оказывается замаскированным рокабилли, и единственный её недостаток в том, что сыграли эту шутку уж слишком большие виртуозы.

Под конец альбома Александр Викторович обращается к самому себе: "Кто вспомнит нас хотя бы через десяток лет?" Обычно, если звёздный артист впадает в подобные сомнения, критику положено поиронизировать: дескать, "полноте". Однако общее торжественное настроение пластинки заставляет верить, что этот вопрос волнует Александра Кутикова всерьёз.

На этом занавес опускается, чтобы подняться на бис. Заключительные две песни идут бонусом ко всему альбому. А в LP-варианте они будут выделены в отдельный макси-сингл, и, таким образом, обладатели винилового варианта будут разглядывать "раскладушку" (ещё один привет кумирам!). Всё, как в старые добрые времена, когда альбомы были большими не только по размерам.

Песня "Лондон" - это второй кульминационный момент "Демонов Любви". Но кульминация здесь носит внутренний характер. Причём внутренний как музыкально, концептуально, так и эмоционально. Это признание Александра в любви к городу Лондону: "Лондон, я вернулся, я оставил себя здесь".

Здесь будет третье, последнее отступление. Когда "машинисты" приехали на Эбби Роуд записывать свою "Time Machine", то решали они там, в первую очередь, задачи не музыкальные, но терапевтические. Атмосфера студии "Эбби Роуд" пробуждала в музыкантах самые лучшие чувства, но на песнях это, к сожалению, не отразилось. МАШИНА ВРЕМЕНИ, в итоге, записала обычный альбом МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. А вот Александр Кутиков привёз год спустя материал, достойный легендарной студии.
Возвращаясь, как Кутиков, к "Лондону", отметим, что в финале альбома Александр преподносит очередной сюрприз, переходя на ритмы Карибских островов, покрытых туманом островов Альбиона. Такой вот реверанс английской столице от русского человека. Заключительная песня называется "Завтра, Как Всегда, Настанет". Название её так же дуалистично, как и название альбома. Кто-то видит в этой фразе свидетельство бесконечного утомительного круговорота, а кто-то - неумирающую надежду на лучшие времена. Так и в альбоме "Демоны Любви" кто-то не увидит ничего нового и досадливо отмахнётся от старого рокера, увязшего в самоповторах, а для кого-то долгожданный второй сольник Александра Кутикова станет свидетельством того, что вечная жизнь вечных ценностей - это вопрос веры.

Когда затихли последние ноты, мне оставалось только поблагодарить Александра Викторовича за прекрасный час Музыки. И только одна мысль неприятно теребила меня на протяжении всего прослушивания: "Да, для Александра Кутикова в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ настают непростые времена".

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 15 июля 2009, 08:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиОлд стайл, но не олд стайл (интервью с Александром Кутиковым)Алексей Анциферов07.08.2009

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007