Олег Дивов: Саундтрек моей жизни


Учитывая исконные связи рок-н-ролла и фантастики (если кто не в курсе, 12 апреля - не только день рождения рок-н-ролла, но и день, когда началось покорение космоса человеком, и сбылась мечта многих фантастов), разговор с писателем-фантастом о рок-музыке концептуально обусловлен. Тем более, когда дело касается такого писателя как Олег Игоревич Дивов. Рок-н-ролл для него - не только образ жизни, а текст и контекст. Да и вообще, в целом, творчество Дивова неформатно для российской фантастики. И это наш неформат.
Тем, кто читал его роман-трилогию "След Зомби", повесть "Предатель" или рассказ "Параноик Никанор", известно, что действие в романах Дивова, где бы оно ни протекало (внутри головы Главного Героя, по всему миру или в дальней российской деревне) всегда по рок-н-ролльному драйвово, по арт-роковому эпично, по хэви-метальному врезает по голове и по-панковски плюёт на приличия.
Наконец, в последнем авторском сборнике "Вредная профессия" помещён рассказ о самой крутой группе мира. И создали её русские! Жаль, что это фантастика.


Алексей Анциферов: Ваш последний сборник "Вредная профессия" скомпонован как концерт рок-группы с премьерной программой: новые вещи плюс четыре "проверенных временем хита". Вы побоялись ограничиться только новыми вещами?
Олег Дивов: Все проще - это синдром заслуженного рокера, уютно почивающего на лаврах: твои классические альбомы продаются и продаются, а свежего материала с гулькин нос. Отсюда и идея собрать "Вредную профессию" как "The Best" - благо, новые рассказы хорошо себя показали в синглах. Без старых хитов книги просто не было бы, а читатель уж заждался.

АА: Ваши герои ведут катастрофически рок-н-ролльный образ жизни, но при этом никогда ничего не насвистывают, не напевают под нос. В их мире им не до музыки?
Олег: Тут проблема. Один из ранних моих героев в минуты жизни трудные всегда слышал музыку: у него в голове начинал яростно рубить ACCEPT. Но потом я вырос и понял, что загонять в текст шлягеры - дело полупочтенное. Это слишком дешевый способ найти контакт с читателем. В идеале надо бы под каждый новый текст выдумывать полноценный "саундтрек", соответствующий ему - чтобы там были некие музыканты, аутентичные придуманному миру, каждый со своей историей и репертуаром... Но представьте, какие это трудозатраты - голова треснет. Поэтому в моих книгах возникло повторяющееся из раза в раз упущение: не слышно музыки. Попробую его исправить, но не факт, что получится.

АА: Рассказ о группе BIG MISTAKE! "Музыка русской Америки" - издевка, урок, руководство к действию?
Олег: Некоторые мои друзья-музыканты восприняли эту издевку как руководство к действию и сейчас осваивают балалайку. Вместо баяна - аккордеон. Одна сложность: текстов нет. Хотя я все-таки сделал русскую версию песни "Russian & Irish Are Brothers In Arms". Долго мучился, не зная, с чем зарифмовать радостный клич "Выпьем за Патрика, выпьем за Сталина!", без которого эта песня просто не могла быть написана моими героями. Поэтому ее и нет в опубликованной версии рассказа, просто не успел.
Начало там, на мой взгляд, просто чудесное:

Пусть заржавели советские танки
И вымирает наш человек,
Есть еще повод хлопнуть полбанки -
Русский с ирландцем братья навек!


А еще этот рассказ - урок, конечно. Я им в какой-то степени горжусь. Всегда хотел написать историю несуществующей рок-группы, и чтобы это была не пустая постебушка, а басня с четко прописанной моралью: идите против течения, ребята, и публика вас оценит. Или не оценит.

АА: Кто из рок-музыкантов достоин звания "Паладин фантастики" (высшая награда русского фэндома)?
Олег: Тему фэнтези раз и навсегда закрыли LED ZEPPELIN. Психоделикой на уровне Филиппа К. Дика занимались PINK FLOYD - да как! По "твердой научной фантастике" отстрелялись KRAFTWERK. Но настоящий фантастический мейнстрим в музыке - это уже "новая волна", и конкретно DURAN DURAN, для которых фантастика значила очень много по жизни, которые дышали ею. Трое Тэйлоров, Роудс и Ле Бон - вот они, скромные паладины фантастики. Теперь таких не делают.
Да, есть еще подвижник и страстотерпец, совсем не великий музыкант, но я его люблю - Алан Парсонс.

АА: Кто из фантастов самый рок-н-ролльный?
Олег: Думаю, тут не переплюнуть упомянутого уже Филиппа К. Дика. По образу жизни, образу мыслей, а главное, по отношению к своей профессии он был просто отпетым рокером, печать негде ставить, чистый Джим Моррисон. Если подходить к терминам буквально и говорить именно о рок-н-ролле, то это будет, скорее, Роджер Желязны или даже Роберт Хайнлайн. У них обоих полно текстов, из которых так и прет здоровая рок-н-ролльная отмороженность - "дайте в руки мне баян" и далее по тексту.
Все эти люди давно умерли, что характерно.
Мы еще нет.

Фото: Олег ЯСТРЕМСКИЙ

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 01 августа 2009, 10:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.01