Елена Никитаева: Новый альбом яблочной королевы


Москвичка Елена Никитаева - из тех исполнителей, что особо не гонятся за лаврами и почестями. Девушка работает неторопливо: два студийных альбома и несколько синглов за пять лет - это немного. Музыка - очень разноплановая. Где-то на стыке традиционного ритм-энд-блюза, гитарной волны и индепендента, поп-альтернативы. Аранжировки - смелые, яркие, красочные. Тексты - а вернее, стихи Елены - стоят того, чтобы говорить о них отдельно. А лучше - читать. Глубокие, очень чувственные, эмоциональные. В них боль, о которой говорят, что если человек ее чувствует, значит, он еще жив. И в них надежда. По сути, стихи и музыка - это две разные грани творческого дара Никитаевой. Некоторые давно воспринимают ее не столь как рок-музыканта, сколь как поэтессу. Впрочем, большая часть поклонников ждет от нее все-таки песен. В этой связи воспринимается как само собой разумеющееся, что Елена занята сейчас воплощением в жизнь сразу двух проектов - готовит к изданию новый (второй по счету) сборник стихов и пишет-сводит на студии очередную долгоиграющую пластинку.

Альбом

Александр Полищук: Лена, расскажи, пожалуйста, о новом альбоме.
Елена Никитаева: Постараюсь по порядку. К записи этого, уже третьего своего номерного альбома я подошла достаточно осознанно, скажем - более осознанно, чем к обеим предыдущим пластинкам. Во-первых, я впервые сама разработала и продумала некую цельную концепцию, которой должен соответствовать записанный песенный материал. Во-вторых, более ответственно подошла к подборке написанных мной же песен. То есть из кучи композиций, придуманных за три года, мне пришлось выбрать самые лучшие. Самую вкусноту. (смеется) Надеюсь, это удалось. Что касается концепции - здесь я решила зафиксировать некий свой музыкальный взгляд назад, на 60-70-е годы, на то время, когда появились такие культовые блюз-рок-фигуры как Джим Моррисон и Дженис Джоплин, когда гремел Вудсток, когда появились хиппи. Новый альбом - это дань тому времени, принесшему новых героев, новые музыкальные течения и стили, блюз в том виде, в котором он существует сейчас. Материал на пластинке хоть и стилизован под те времена, но там всё равно много чего намешано, ретро или винтажной музыкой в чистом виде это трудно назвать. Скорее, некий микс. Есть даже пара песен, в аранжировках которых прослеживается влияние изучения мною культуры ацтеков и майя. А названия у пластинки пока нет. Оно само меня найдёт. Может, во сне приснится!

АП: Сколько песен будет на диске?
Елена: 12 песен. Они очень разные. В текстах на этот раз будет отсутствовать душещипательный любовный пафос. Совершенно уверена в том, что сделала зрелую, осмысленную работу. И, если Высшие Силы не воспрепятствовали тому, чтобы альбом был записан, значит, он в этом материальном мире обязательно нужен, обязательно сыграет какую-то свою роль.

АП: Когда и где происходила запись? Кто в ней участвовал?
Елена: Записывались в Химках, на студии моего хорошего друга, музыканта Сергея Суворова, там же, где в 2003-2004 годах я записала свой дебют "Феникс". В записи участвовали очень талантливые и самобытные люди, которых я очень уважаю не только за профессионализм, но и за личные качества. Клавишные и виолончель записывал Пётр Акимов - креативнейший музыкант, отличный человек, прекрасный советчик. Бас-гитару писал Сергей Суворов, который был генератором многих аранжировочных идей и "изюминок". Барабанщик - весёлый и бесшабашный, но жутко гениальный Андрей Чарупа, а гитарист - мастер своего дела Сергей Индюков. Считаю, что мне очень повезло с музыкантами. Мы садились вместе, я показывала им очередную новую песню, а потом начиналось самое интересное. Воплощение... Я получила удовольствие, работая с этими людьми. Мы просто совпали, как фрагменты паззла.

АП:То есть ты довольна сложившимся коллективом?
Елена: Да вполне, даже более чем. Мне приходится делить ребят с Ольгой Арефьевой. Такое ощущение, будто у меня и Ольги один любовник на двоих. Странно... (смеется)

АП: По звуку диск будет сильно отличаться от того, что ты делала раньше? В частности, по уже вышедшему синглу "Блюзы", на твой взгляд, можно судить обо всей пластинке?
Елена: Над звуком и мастерингом трудится сейчас один из лучших российских рокерских звукорежиссёров и саундпродюсеров - Евгений Виноградов. Хочется, чтобы звук был на высоком уровне. Что касается сингла "Блюзы", который летом радостно звучал на радиостанциях, то это радиоверсия. Там звук вообще ещё не был нормально выстроен. Сделано это специально. Есть всякие хитрости...На самой пластинке, думаю, будет абсолютно другой уровень - гораздо круче.

АП: Как бы ты вообще охарактеризовала музыкальный стиль, в котором работаешь?
Елена: Сложно сказать сходу. Смесь всего и разного. Оставлю ответ на этот вопрос нашим музыкальным критикам. Это их прерогатива. От себя могу сказать только то, что я не ограничиваю себя рамками какого-то одного стиля. Единственное, в чём я постоянна, так это в стремлении сделать песню максимально мелодичной и красивой.

АП: Когда альбом выйдет? Будет ли презентация?
Елена: Альбом будет готов к концу октября. А вот когда он выйдет - сложно точно сказать. Мне хочется запустить его сразу же после наступления Нового года. Но как все выйдет - посмотрим. Презентация будет обязательно. Где - пока не знаю.

АП: Это правда, что деньги на запись ты заработала сама - во всяком случае, не прибегая к помощи меценатов? Каким, если не секрет, образом?
Елена: Да, деньги заработала сама. А каким образом заработала - пусть это останется секретом. Я ведь не только профессиональный музыкант и вокалистка, но и журналист-филолог. Без хлеба при отсутствии лени никогда не останусь.

Концерты

АП: Минувшим летом ты, после некоторого перерыва, возобновила концертную деятельность. С чем была связана пауза?
Елена: Отсутствие концертов было связано с тем, что не было концертного менеджера. Сейчас я своими делами, проектом, занимаюсь сама, одна. А одной трудно всё успевать. Есть области деятельности, в которых надо быть профессионалом, специалистом. Если и встречаются мне на пути некие люди, которые хотят что-то делать со мной в одной упряжке, то либо это люди, которые не умеют работать в шоу-бизнесе даже при всём своём желании, либо это хитрецы, которые, ничего не делая для проекта, хотят сорвать большой куш. Надеюсь, я всё же найду нормального профессионала, который создаст для нас - меня и моего коллектива - адекватные условия, чтобы концертировать.

АП: Пока игралась только акустика. Будет ли электричество?
Елена: Обязательно будет! И акустика, и электричество. Я готова спеть даже с симфоническим оркестром. А там - как фишка ляжет.

Немного о прошлом

АП: Давай, если ты не против, поговорим о прошлом. Как начиналась твоя концертная деятельность? Ты ведь не из Москвы?
Елена: Впервые на сцену я вышла в 12 лет, в Питере, где в то время жила с родителями. На сцену меня вывел отец - военный врач, офицер. Мы выступали в две гитары, и я пела романсы вперемешку с песнями собственного сочинения. Помню, нас очень хорошо принимали - это было на одном из праздников в Доме Офицеров, что на Литейном. А родом я из Ставрополя. В Ставрополье живут все мои родственники, которых я очень люблю. Там же осталось много друзей.

АП: Ты дебютировала как сольная исполнительница, если не ошибаюсь?
Елена: Да, именно так. Даже стала победительницей телевизионного конкурса "Утренняя Звезда" (смеется).

АП: Потом была группа ПАРТИЗАНСКОЕ РАДИО. Что это был за проект?
Елена: В 2000 году я собрала группу. Мы пропагандировали независимость и обособленность от шоу-бизнеса, от продюсерского подхода. Стали лауреатами и победителями на каких только можно рок-фестивалях, транслировались на одной из самых известных рок-радиостанций, участвовали в громких сборниках, записали несколько песен, в том числе и композицию "Холостые Пули", прозвучавшую в балабановской "Войне". И благополучно распались. Банально: творческие разногласия, да и устали друг от друга на тот момент. А я чуть погодя выпустила сольник "Феникс".

АП: Как ты оцениваешь сейчас эту работу?
Елена: В общем-то, горжусь этим альбомом. Спасибо всем тем, кто участвовал в его записи и продвижении!

АП: Второй альбом - "Дневник". Знаю, тебе он не очень нравится...
Елена: Да, ты прав. Но я недолюбливаю эту пластинку не потому, что она хуже предыдущей, или что-то в этом роде. Просто на ней записаны песни, которым случилось написаться в очень сложный для меня период жизни. Отчасти я считаю их очень грустными и унылыми (кстати, знаю людей, которым вовсе так не кажется)... Словом, песни альбома "Дневник" попросту напоминают мне о нелёгких обстоятельствах жизни. Не более того.

АП: Еще выходила mp3-коллекция. Что она в себя включает? Почему пластинка была выпущена в таком формате?
Елена: В 2006 году мне предложили собрать всё, что у меня есть, и выпустить это. Я согласилась. На mp3-сборнике много ранних песен. Пусть люди слушают, тем более что, как я знаю, многим поклонникам это весьма интересно...

АП: Помимо прочего, снят видеоклип "Мари" - что о нем скажешь?
Елена: Ну, что сказать... На что хватило денег, то и сняли. Сценарий к "Мари" я написала сама. И на съёмках меня очень сильно напоили, поскольку снимали в октябре, ночью - боялись, что простужусь. Меня, одетую в лёгкое ситцевое платьице, обливали из поливальной машины ледяной водой. Так что съёмки крайне натуралистичны (смеется).

Поэзия

АП: Год назад издательство "Новый Геликон" А. Житинского выпустило твой первый сборник стихов. Ты довольна этой книгой?
Елена: Да, довольна. Большое спасибо Александру Житинскому за то, что поверил в меня как в поэта.

АП: Сборник был составлен по принципу "избранное"?
Елена: Можно сказать и так.

АП: Ты выкладываешь свои новые стихи в Интернет - это черта твоего характера, эдакая импульсивность? Или ждешь отзывов?
Елена: А почему то, что я выкладываю свои новые стихи в блог, считается признаком импульсивности? Вот уж никогда не задумывалась над этим! Я просто делюсь новыми стихами с читателями. Знаю, что многие очень ждут этих строчек. Мне приятно это делать всегда.

АП: Сейчас, насколько знаю, ты готовишь новый сборник. Какие, когда написанные стихотворения в него войдут? Будут ли там тексты песен?
Елена: После выхода книги "Яблочная королева" прошло полтора года, и за это время я написала много новых стихов - на целую книжку. И тексты песен там тоже будут, как же без них! Когда он выйдет, пока с точностью сказать не могу. Но выйдет обязательно.

АП: Для себя ты делишь: вот это - стихотворение, а вот это - текст песни? Или одно потом может превратиться в другое? Такие примеры были?
Елена: Сейчас уже не делю. Но в последнее время почему-то именно стихи чаще стали превращаться в песни. И оттого поменялись песни как таковые, что не может не радовать. Самые известные примеры успешной трансформации стиха в песню - это "Сигаретное Танго" и "Французская Гармошка". Причём, эти песни я считаю одними из лучших у себя.

АП: Последнее время ты много времени уделяешь поэзии. Кем себя ощущаешь - музыкантом, певицей, автором текстов или поэтессой?
Елена: Я считаю себя довольно разносторонним человеком. Не люблю замыкаться в рамках какого-то одного узкого амплуа. Поэтому, скажем так, я и музыкант, и певица, и автор музыки и текстов, и поэт. Так интереснее...

Фотографии из личного архива певицы

Автор: Александр Полищук
опубликовано 30 сентября 2009, 13:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЕлена Никитаева - "6 Песен" (демо)Старый Пионэр13.06.2004
РецензииЕлена Никитаева - "Дневник"Старый Пионэр16.05.2006
СтатьиЕлена Никитаева: "Не люблю сковывать себя рамками стилей"Старый Пионэр18.03.2004
СтатьиЕлена Никитаева: "Я постоянно в поиске"Lena Nerli03.11.2005

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.005