Город женщин (фестиваль "Беломор-Буги-2009" в Архангельске)


На "Беломор-Буги" я езжу с 2000 года. Стало быть, нынешняя моя поездка - десятая, юбилейная. А в таких случаях принято подводить всяческие итоги и делать разнообразные выводы. Этим для начала и займусь.

Во-первых и в-главных, радует стабильность существования фестиваля. За десять лет в нашей жизни изменилось очень многое, менялся и "Беломор", но уже сам факт того, что он по-прежнему проводится, внушает оптимизм и огромное уважение к организаторам - прежде всего, к Александру Мезенцеву. Каждый, кто занимался устроением любого фестиваля, знает, что это адский и порой крайне неблагодарный труд, и, чтоб вытягивать на себе все, что нужно, надобно быть настоящим энтузиастом своего дела. Подвижником даже. Бюджет, наличие или отсутствие спонсоров, информационная поддержка, зал, аппарат, участники - это все важные составляющие фестиваля, спору нет, но если отсутствует желание складывать части в единое целое, никакого фестиваля не получится. Или получится какая-нибудь фигня. Мезенцев мог давным-давно забросить "Беломор" и сосредоточиться на чем-то менее трудоемком и более окупаемом - скажем, руководить прекрасным архангельским клубом "Колесо" или кататься по стране в должности директора BLIND VANDAL... да и мало ли еще есть интересных занятий для опытного и подкованного в рок-музыке человека? Имел бы репутацию не хуже, а вид - значительно менее усталый. Так нет же, год за годом Саша упорно делает "Беломор-Буги", давно уже выведя его на уровень одного из лучших фестивалей страны. И за это ему огромное спасибо. И всей его команде, конечно же.

Во-вторых, фестиваль не только существует, но и последовательно развивается. За 10 лет он перебрался из небольшого окраинного зданьица в Соломбале сначала в более центровой ДК, а затем в прекрасно оборудованный комплекс "М33"; год от года улучшаются свет и звук, а также условия проживания музыкантов; одно из сравнительно недавних и очень полезных нововведений - приглашение на "Беломор" не только иногородних журналистов, но и организаторов дружественных фестивалей, присматривающих здесь будущих героев своих мероприятий: таким образом, "Беломор" делается вдвойне межрегиональным, и пользу и удовольствие от него получают как музыканты, так и слушатели из многих городов.

В-третьих, единственная константа фестиваля - его концепция "никаких раскрученных звезд, только интересные провинциальные группы" - хоть и давала в ряде случаев слабину, но в целом выдерживается, и именно ею "Беломор-Буги" выгодно отличается от всяческих "хит-парадов двух столиц". Музыку, которая здесь звучит, не найти в радио- и телеэфирах - вообще или пока (многие "беломорские" звезды с годами все-таки получили известность) - но ее в большинстве случаев стоит услышать. Можно не любить какой-то конкретный жанр или коллектив, но в целом скучать на "Беломоре" не приходится. Поэтому, в числе прочего, я на него и езжу уже десять лет. И планирую ездить дальше.

Так что же, критиковать "Беломор-Буги" не за что? Да, именно так. Однако динамика его развития имеет одну странную компоненту: год от года фестиваль становится лучше, качественнее, интереснее - а народу на него ходит всё меньше. Дело, очевидно, не в пресловутом кризисе (в прошлом году он был глубже, а публики - больше), не в ценах на билеты (400 руб. за абонемент на оба фестивальных дня - смешная сумма), не в отсутствии среди участников местных любимцев... Я не знаю, в чем дело. Обленились? Зажрались? Привыкли слушать все в Интернете? Разлюбили рок и полюбили что-то другое? У меня нет ответа. Но если "Беломор-Буги" когда-нибудь прекратится, то не из-за отсутствия денег или энтузиазма у музыкантов или организаторов, а именно из-за вас, дорогие зрители. Никому не хочется работать вхолостую, выкладываться перед полупустым или вовсе пустым залом. Так что пейте свое пиво перед телевизором и смотрите каких-нибудь "Ворониных", но потом не жалуйтесь, что рок-музыки в вашем городе больше нет, а есть одна попса голимая. Вы сами это выбрали.

И, чтоб не заканчивать вводную часть на минорной ноте (как говорят в ЖЖ - "извините, был напуган"), отмечу еще одну тенденцию, касающуюся не только "Беломора", но и других фестивалей, но здесь проявившуюся как-то особенно отчетливо: с каждым годом в составе рок-групп появляется все больше женщин. Причем, если раньше это были всё больше вокалистки и клавишницы (которых и сейчас немало), то теперь хватает и барышень, владеющих игрой на бас-гитаре, соло-гитаре и даже барабанах, причем на впечатляющем уровне. Возможно, эта тенденция не порадует тех, кто громко вопит о демографическом кризисе и считает, что женщина должна быть исключительно "босой, беременной и на кухне", но лично мне (в частности, в свете того, что лет 20 назад рок-журналистика тоже считалась делом не женским) она кажется очень симпатичной и в какой-то мере обнадеживающей.


7 ноября. Те, кто метал металл

У Мезенцева есть обыкновение делить фестивальные дни на "тяжелый" и "разнообразный", и обычно радость металлистам и любителям всяческого "мяса" доставляет второй день. В этом году вышло наоборот, да еще "мяса" практически не было - почти сплошной хард-рок и металл. Соответственно, первый день "Беломора" получился чересчур одноплановым, хотя и не без отклонений и пиков.

BLIND VANDAL (Архангельск). Обычно они выступают ближе к концу - как-никак звезды, причем не только местного значения. На сей раз неожиданно решили отстреляться первыми, и это был по-своему благородный жест (новичкам открывать фестиваль значительно труднее), но не без учета личных интересов: выдали мини-набор своих проверенных хитов типа "Crazy Robot" и "Rock'n'Roll Forever" - и свободны, можно все оставшееся время пить пиво и тусоваться. И никаких забот.
Женщин в группе: 0

RIGORISM (Кострома). Симфо-дэт-метал - не хомяк чихнул. Довольно плотно и качественно, но однообразно, и для нефаната - скучновато. Позабавила майка вокалиста, на которой, противореча заявленному жанру, красовалась обложка альбома DEEP PURPLE "In Rock".
Женщин в группе: 0

AVALANCHE VALLEY (Архангельск). Англоязычное пауэр-метал-трио, существует около двух лет. Ориентиры - наверняка кто-то вроде HELLOWEEN или BLIND GUARDIAN. Поет гитарист, причем делает это из рук вон плохо. А вот басиста все нахваливали - правда, в основном, за сценичность.
Женщин в группе: 0

ФАРЕНГЕЙТ (Архангельск). Пафосный металл с готическим (в том числе в плане одежды) уклоном. Играли бестолково и как-то непонятно, зачем.
Женщин в группе: 2 (скрипка и клавиши)

SPYON (Петрозаводск). В этом городе на удивление много достойных групп, и в этот раз он откомандировал на "Беломор" тоже нечто незаурядное. Играет группа, правда, довольно обычный мелодик метал, и вся фишка - в вокалистке Виолетте, обладательнице не только роскошных рыжих волос, но и красивого сильного голоса. Особенно ей удавались медленные вещи, в быстрых же она иногда не очень кстати переходила на визг - что, впрочем, можно извинить, если знать, что это было ее первое выступление в составе SPYON. Но поскольку у девушки за спиной классическое вокальное образование, хочется верить, что скоро она освоится с ролью "русской Доро" и станет петь более ровно.
Женщин в группе: 1 (вокал)

NOVA ART (Москва). Прогрессив-метал. О них я уже писала в отчете о фестивале "Rock-Line-2009" (со сцены коего коллектив логично перебрался на "Беломор" - вот она, та самая польза взаимных организаторских визитов), поэтому повторяться не стану. Тем более что ничего принципиально нового, кроме кавера на песню SLIPKNOT "Before I Forget", они не продемонстрировали. А вообще - молодцы.
Женщин в группе: 0

ALEX SIGMER (Смоленск). На этот раз Алекс выступал не в черном и рваном прикиде, а в белом и нерваном, да еще и поменял гитариста. Программа же и принципы делания шоу остались теми же, что группа продемонстрировала на фестивале "Рыбка". Кстати, приятно было узнать, что Мезенцев пригласил их, прочитав мой отчет об этом фестивале, опубликованный на нашем сайте - точнее, отрывок непосредственно про ALEX SIGMER, который они использовали в качестве пресс-релиза.

В финале Алекс не стал рвать на себе одежду, а попросту снял штаны, а потом и трусы, чем несколько шокировал присутствующих. Зато как вокалисту ему и здесь не было равных, так что фиг с ними, с трусами.
Женщин в группе: 1 (бас-гитара)

SEAGALL (Москва). Инструментальный проект под руководством Елены Сигаловой, дамы, примечательной не только многими званиями и наградами, но и яркой нитяной шевелюрой. Интересно было бы послушать их встык с BLIND VANDAL, чтоб четче проследить сходство и различия. Впрочем, и так понятно, что SEAGALL - это столь же техничный, но более изысканный "гитарный рок" с заходами в ориенталистику. Минус - несколько затянутые композиции: периодически казалось, что все то же самое можно было бы "высказать" более компактно.
Женщин в группе: 1 (лидер-гитара)

ФАНТОМ (Архангельск). Уже выступали на "Беломоре" пару лет назад. За отчетный период сильно увлеклись, по словам лидера/вокалиста Владислава Белобокова, творчеством MOTLEY CRUE и GUNS N'ROSES. Результатом этого увлечения стал довольно манерный глэм-металл плюс всякая ковердейловщина в подаче. Интересного, в общем, мало. Зато у фотографов случился праздник, когда в одной из песен на авансцену вышла девчоночка в белом, с ангельскими крылышками и зажженной свечой: прием избитый, но все же запомнившийся.
Женщин в группе: 1 (клавиши)

VORONGRAI (Пермь). Их приезд сюда - еще один результат межрегиональных организаторских связей. Правда, на фестивале "Rock-Line" я их прежде не слыхала - возможно, потому что там не очень жалуют англоязычные группы, да и помпезный симфо-готик-метал с академическим женским вокалом не очень подходит для летнего open air'а. Кстати, как ни странно, второй вокалист (он же басист) пел значительно интереснее, чем фронтвумен группы Ирина Колесникова. Общее впечатление тоже парадоксальное: энергетично, мощно - и очень скучно. И повторное выступление группы на after party в клубе "Колесо" этого впечатления не опровергло. Не помог даже кавер на "Angels Crying" шведской диско-группы E-TYPE.
Женщин в группе: 1 (вокал)

8 ноября. Те, кто радовал и трогал

ДАЛИ (Северодвинск). Веселая стильная группа в пиджачках и красных галстуках, с духовой секцией. Играли всякие буги-вуги, под конец забабахали разудалый кавер на "Rock Around The Clock". Для создания фестивального настроения - самое то.
Женщин в группе: 0

ПЕНТАКЛЬ (Северодвинск). У микрофона - милая, очень живая девочка, чем-то напоминающая (несмотря на полное внешнее несходство) юную Жанну Агузарову. Старательный красивый басист. Вообще очень свежая и светлая группа, несмотря на название и определенную неуклюжесть текстов и музыки.
Женщин в группе: 2 (вокал/скрипка, клавиши)

APPROACHING ABYSS (Архангельск). Обладатели самого неудобоваримого названия в рамках данного "Беломора". Официальное жанровое самоопределение - альтернатива/индастриал, со сцены же сказали, что исполняют "позитивную музыку про любовь". Ну да, и тексты со строчками типа "Самый опасный хищник на свете - 15-летняя королева". Очень сумбурная музыка, неряшливая, со многими лишними элементами. Но некая изюминка во всем этом все-таки просматривается.
Женщин в группе: 1 (клавиши)

BAD DAY FOR RABBIT (Архангельск). И вот опять: дались всем эти многозначительные англоязычные названия! Если предыдущее неподкованный человек и вовсе не в состоянии произнести, то это, конечно, полегче будет, но в приватных беседах всё равно все будут называть группу просто КРОЛИКИ. Ну, так и зачем огород городить?

Что до наполнения, то тут стоит вспомнить, скорее, не кроликов, а их пожирателей, поскольку босоногая вокалистка Таня, относящаяся ко всему происходящему с ярко выраженным холодным презрением, приковывала внимание не хуже удава Каа. Исполняют они якобы гаражный рок (почему-то с клавишами, на которых играла та же Татьяна), и при этом достаточно скучно, да и вокал, прямо скажем, так себе. Но напористая, даже наглая подача и запоминающийся имидж - это порой тоже залог успеха.
Женщин в группе: 1 (вокал/клавиши)

MOON FAR AWAY (Архангельск). Легендарная и таинственная группа. Никогда не знаешь, чего именно от нее ждать на каждом конкретном концерте - но ждать, безусловно, стоит. На этот раз они сыграли спокойную, красивую и, по большому счету, совершенно не фестивальную программу в этаком эмбиент-фолковом ключе. Немного жаль, что тексты было практически не разобрать, но слова тут, в общем, не главное.

Приняли группу уважительно и со вниманием, несмотря на отсутствие какого-либо расколбаса.
Женщин в группе: 1 (вокал)

ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА (г. Лысьва Пермского края). Расколбас начался именно на этих прекрасных ребятах. Лидер группы Владимир Белобородов упорно открещивается от определения "фолк-рок" - ладно, скажем, что они играли просто рок с густой примесью ирландской, американской и русской мелодической традиции. И делали это замечательно. На фестивале исполняли в основном свой материал, на after party в том же "Колесе" сыграли набор каверов (под которые опять плясали все, в том числе журналисты и музыканты), и уехали в статусе всеобщих любимцев. Вполне заслуженно.
Женщин в группе: 0

TERRA INCOGNITA (Барнаул). Эта группа покорила меня (и Александра Мезенцева, понятное дело) на "Rock-Line-2008", и было чрезвычайно приятно снова услышать их живьем. Что до архангельской публики, то она сдалась без боя так же, как в прошлом году пермская, встречая каждую композицию аплодисментами и восторженными криками. Играли они столь же энергично, даже яростно, но при этом звучало все прозрачнее и просветленнее, чем полтора года назад.

Европейские фестивали по ним просто плачут, я считаю. Да и американские, пожалуй, тоже.
Женщин в группе: 3 (скрипка, скрипка, клавиши)

ФОРТ-НОКС (Архангельск). В прошлом - частые гости "Беломора". Потом был перерыв на несколько лет, и вот новое появление, да еще и в новом имидже: смокинги, галстуки-бабочки и белые тапочки (не подумайте дурного). Музыка, впрочем, все та же, густо замешанная на любви к британскому року и глэму и, в частности, к T. REX.
Женщин в группе: 0

ДРУЗЬЯ БРАТА ЖЕНИХА (Челябинск). Жанровое самоопределение хитрое: трансинтровертивный блюз. На деле это действительно блюз и ритм-энд-блюз с легким привкусом шансона, чрезвычайно хорошо сыгранный, с соответствующими текстами. Придраться совершенно не к чему: прекрасный гитарист, прекрасный клавишник, в музыке все партии подогнаны так, что иголку не просунешь, в голосе Сергея Кротова присутствует должная доза благородной мужской усталости, слова все блюзовые - о любви, расставаниях, ночи, дожде, непростых проблемах и простых радостях, рифмы и структура текстов выверены до мелочей. Офигенная, то есть, группа, непонятно что забывшая в своем Челябинске - на московских корпоративах они имели бы бешеный успех, в том числе финансовый. Ну, а если меня они совершенно не зацепили, так это мои трудности. Притом я не вполне могу объяснить, почему не зацепили, да и Джей Джей Кейла с Томом Уэйтсом, на которых явно ориентируются ДРУЗЬЯ БРАТА ЖЕНИХА, я тоже люблю и уважаю. Черт знает. Но вот Кейла и Уэйтса я никогда не назову фоновой музыкой, а тем более кабацкой. А этих - запросто.
Женщин в группе: 0

СОСЕДИ (Вологда). Я верю, что в Вологде есть хорошие группы, но почему-то они мне очень редко встречаются. И эти поп-панкеры тоже никакого впечатления не произвели.
Женщин в группе: 0

THE MEANTRAITORS (СПб-Германия). На данном этапе все-таки СПб, поскольку они по разным причинам вернулись в Питер, однако хэдлайнерам можно и пофорсить немного. Да и барабанщик у них нынче немец. Играют то же самое, что и 10, и 20 лет назад - ядреное и злобное сайкобилли. Вот под них бы как раз и стоило устраивать массовые финальные танцы, но публика к вечеру заметно поредела. И хотя те, кто остались, скакали как полоумные зайцы, все-таки где-то в глубине моего организма шевелилась досада.
Женщин в группе: 0

А еще очень хочется, чтоб хотя бы однажды "Беломор-Буги" прошел летом. Или, как минимум, в сентябре. Но это не придирка, а так, мечта...

Фото автора

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 02 декабря 2009, 16:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003