ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ: Between a rock and a hard place


Мне очень хотелось понять группу ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ и причину внимания к ней в последнее время - такое было задание. А мышление человека устроено так, что для понимания предмета он ищет знакомые аналогии. Из визитной карточки ПП на MySpace я вынес превратное впечатление о ней: мой предыдущий музыкальный опыт подбивал присоединить к названию группы определённый английский артикль. Поэтому подготовленный первый вопрос должен был быть таким: "После того, что 40 лет происходило в британском роке, имеете ли вы право на существование?" Я очень рад, что ошибся. Мне удалось послушать их дебютный альбом "Всем Доволен" до того, как я начал задавать вопросы. Музыка белорусской команды оказалась гораздо менее вторичной. И это была не последняя моя

Ошибка идентификации

Алексей Анциферов: Вас упрекают в "наследственности", в том, что вы кому-то подражаете. Как вы к этому относитесь?
Илья Черепко-Самохвалов: Иногда с недоумением, иногда с ухмылкой. По большей части воспринимаем как должное.

АА: С кем вас сравнивают?
Илья: От INTERPOL до ТОРБЫ-НА КРУЧЕ. Если нас "упрекают", то "упрекают", как правило, в диаметрально противоположных вещах. Кто-то в этом видит британский рок, кто-то видит СТРАННЫЕ ИГРЫ.

АА: Сравнение СТРАННЫМИ ИГРАМИ - это уже не сравнение, это - рекомендация. А вы сами считаете себя чьими-то наследниками? Или ваша концепция для вас оригинальна?
Илья: Нет, я не думаю, что наша концепция оригинальна. Мы просто играем музыку, которая нам нравится. Ни больше, ни меньше. Я не вижу никакого греха в том, чтобы играть в какой-то традиции. Это раз. Во-вторых, русский язык в текстах сам по себе корёжит ракурс восприятия и, наверное, дискредитирует.

АА: Вас самих дискредитирует?
Илья: Типа, если группа поёт на русском, то эта группа по дефолту говно. Все привыкли слушать западное и не ценить своё. Поэтому, если появляется русскоязычная группа, которая играет пост-панк, люди даже боятся слушать.

Не сателлиты

АА: А как вы соприкасаетесь с белорусским роком? Или ваша линия совсем перпендикулярна?
Иван Селищев: Мы развиваемся независимо от каких-либо тусовок. Мы обособленны.

АА: Вы же из Минска. А обособленными легче быть, наверное, в Витебске, в Гродно. А Минск - это столица белорусского шоу-бизнеса, в каком бы виде он ни существовал. Если вы держите себя обособленно, то не приводит ли это к недопониманиям?
Иван: Приводит. Нас никто не приглашал и, я думаю, не будет приглашать на главный белорусский рок-шабаш "Рок-Каранацыю". Думаю, это не случайно. Мы заняли какую-то промежуточную позицию, которая одинаково чужда людям совершенно разных лагерей. Так получилось. Мы не делали этого специально. Но это, наверное, даже хорошо, потому что на нас ходит абсолютно разная публика. Нет определённой тусовки, которая ходит на наши концерты. Может придти и панк, и какой-нибудь дядечка в возрасте. И это гораздо лучше, чем когда ходит определённый набор людей на одни и те же концерты. И за круг этих людей ты больше не выходишь, начинаешь потихонечку гнить.

АА: А есть группы, с которыми вы можете выступать в связке?
Илья: В связке мы можем выступать, только если того требуют обстоятельства. А так - никаких сателлитов. Ни мы ими не являемся, ни при себе не держим.

АА: Сколько прошло времени от образования группы до выхода дебютного альбома?
Илья: Достаточно. Мы несколько раз начинали всё сначала. Название ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ появилось в году 2002-2003-м. Как полностью укомплектованный живой состав группа родилась в 2004-м.

АА: Как проходят ваши концерты вне Беларуси? Стоит ли вообще, терпя убытки, выезжать в далёкие города?
Иван: Жизнь музыканта состоит из концертов. Если не играешь концертов, то в чём смысл тогда? Группа, которая занимается исключительно студийной работой, потихонечку начинает умирать без достатка живой энергетики на концертах. Концерты - неважно где - необходимы.

АА: Вам удаётся зарабатывать только музыкой?
Илья и Иван: Нет, не удаётся.

АА: Ваши гастроли происходят наперекор обстоятельствам?
Илья: В общем, да.

АА: И как долго вы собираетесь так продержаться?
Илья: Надеюсь, пока на могилку не понесут или пока не появится неистребимая жажда заняться писательством. Если все пять человек захотят написать по роману, то, наверное, группа распадётся.

Ошибка идентификации-2

АА: Так как ваше название мне кажется наполненным каким-то философским смыслом, подтекстом, не буду сдерживать себя и спрошу почему вы называетесь ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ?
Илья: Как всегда, это возникло на простой почве. В 5-й поликлинике города Минска я увидел антиалкогольную статью под заголовком "Петля пристрастия". На рисунке к статье сидело двое стиляг с зелёными носами в расклешённых брюках. Пили какой-то яд из гранёных стаканов, отлично себя чувствовали. Друзья тыкнули пальцем, сказали: "Смотри - ты!"
Да и до названия ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ никто больше не додумается.

АА: Есть ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА.
Илья: Мы знаем такую группу. А во-вторых, оно очень патетическое. В нём есть что-то от Вертинского, Пьеро и всего такого прочего. Мне кажется, что переизбыток пафоса в названии придаёт нужную направленность для слушателя. Потому что у человека, который прочёл название "ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ", даже если он прослушал альбом, это должно вызывать, по меньшей мере, ироническую улыбку... (задумывается на мгновение) ну, или саркастическую. Я пою вроде бы на серьёзные темы, но не хочу, чтобы это воспринимали за чистую монету. И чтобы кто-то посчитал, что мы хотим повести его за собой. Роль рок-пророков мы отметаем начисто.

АА: Вы не смущаетесь поминать в текстах Кьеркегора, Метерлинка...
Илья: Не смущаюсь, потому что на их месте мог оказаться любой другой. Я могу и похлеще чего-нибудь вставить.

АА: Ваши слушатели могут не знать, кто это такие.
Илья: Прекрасно! Это значит, что у тех, кто к нам будет прислушиваться, будет лишний повод заглянуть в словарь или в Википедию.

АА: То есть вы надеетесь, что ваш слушатель интеллектуально подготовлен или готов к интеллектуальному труду?
Илья: Да, нам бы хотелось в это верить. Но тут дело не в интеллекте. Я совершенно не пытаюсь заигрывать с какими-то высоколобыми понятиями и вставлять фамилии для того, чтобы создать впечатление шибко умного парня. Мне не кажется, что фамилия Кьеркегора настолько уж неизвестна. Любой студент в университете эту фамилию может произнести хотя бы во время зачёта.

АА: ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ, получается, студенческий... колледж-рок.
Илья: Нет - панк-рок. Колледж-пост-панк-всё, что угодно.
Иван: В плане музыки - может быть. А если в плане интересов музыкантов, то мы все абсолютно разные люди. Наш басист любит RANCID, а барабанщик играет реггей. Обычно собираются люди, которые все любят, например, колледж-рок. А почему так получилось в ПЕТЛЕ ПРИСТРАСТИЯ, никто объяснить не может.

АА: Ваши разные музыкальные интересы способствуют контакту или наоборот - высекают искру?
Илья: Мы не должны зацикливаться на том, что ты слушаешь то, а я слушаю это. Мы занимаемся самообразованием друг друга. Это раз. А во-вторых, мы группа идейно не цельная. Мы не монолитное образование. Ребята слушают совершенно разную музыку и, соответственно, имеют совершенно разное мироощущение.
Иван: Без лишней скромности скажу, что у нас получается что-то непохожее на привычные каноны пост-панка или инди-рока. То есть кто-то находит в этом группу TEQUILAJAZZZ, а кто-то слышит группу КИНО. И я не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, люди с разными музыкальными пристрастиями находят в нашей музыке что-то своё.

Внутренние показатели спорны (Ошибка идентификации-3)

АА: Ваш альбом называется "Всем Доволен". Не слушая альбом, можно предположить, что там звучит какой-нибудь ска-панк, и люди действительно всем довольны. Или ваш вариант - когда люди играют достаточно депрессивную музыку, и на самом деле всё плохо.
Илья: Если бы мы назывались СКАБЫЛКИ какие-нибудь, и назывался бы альбом "Всем Доволен", тогда было бы ясно, что мы люди жизнерадостные. А тут само название... (опять задумывается на мгновение) ну, позволяет размышлять. Речь идёт вот же о чём: о том, что сам альбом лишён неких составляющих того, что есть на концерте. Мы часто используем диско-ритмы; барабанный пульс не даёт зрителю впасть в уныние. И сочетание достаточно нервной лирики со вполне себе жизнеутверждающими ритмами даёт этот странный "Molotov cocktail".

АА: Кроме философических моментов, есть ещё и психологические: "Карма велогонщика", "Хочу обратно в ракушку" в текстах...
Илья: Это лирика смутных ощущений и состояний. И это не утверждение, это попытка поделиться своими ощущениями, которые, возможно, неверны. Мы делали упор на эмоциональное восприятие. Какого-то специального засекреченного послания в текстах нет.

АА: Всё открыто и понятно?
Илья: Не то что бы совсем, но в той степени, в какой мы себе можем это позволить. Как бы это менее туманно объяснить?.. Я, когда сочиняю тексты, конечно, долго над ними корплю. Часто бывает, что из нескольких возможных вариантов я выбираю такой, который меня самого приводит в недоумение. Внутренние показатели при этом спорны, и тогда я оставляю те слова, которые исходят не от меня - я являюсь их ретранслятором.

АА: Насколько велик хронологический разброс по песням в вашем альбоме? Это сборник песен с 2002 года?
Илья: Большинство песен не настолько стары. Есть парочка номеров, которые исполнялись нами давным-давно, но они прошли большие преобразования. А так, в основном, почти свежачок.

АА: То есть вам, видимо, не будет так страшно при создании второго альбома?
Илья: Нам очень будет страшно. Потому что вторая программа получается более размеренной, что ли. В ней стало больше каких-то непонятностей, аллюзий, аллегорий.

АА: "Всё страньше и страньше"?
Илья: Странноватая... Я не думаю, что мы будем двигаться в этом направлении, но на данном этапе это срез нашей жизни. Поэтому мы им и поделимся.

Периодические заявления уважаемых критиков или того хуже - уважаемых музыкантов, что у нас нет хорошей новой музыки, обусловлены зачастую тем, что уважаемые критики и уважаемые музыканты не могут выйти за пределы собственного кругозора, который заканчивается в пределах МКАД. Да, в Москве полно групп, которые поют по-английски, которые компетентны, которые играют хорошо сделанную музыку, и всё это невыносимо вторично. А если какое-нибудь популярное издание объявляет альбом группы *** альбомом года, то, скорее всего, это означает, что жить группе *** осталось без году неделя.

Однако я видел ПП на сцене, я видел, как они играют (крепко), как они ведут себя на сцене (артистично). Я видел их в зале, где, кроме меня, скорее всего, никто не был знаком с их музыкой. Но и оттуда они смогли увести с собой людей, которых захватило их "депрессивное диско". Не стремясь кого-то повести за собой, ПП, безусловно, увлекают, а живьём так даже развлекают. Упрекнув себя в ошибках идентификации, я всё-таки рискну предречь группе ПЕТЛЕ ПРИСТРАСТИЯ долгую жизнь.

Фото: Павел ГРАБЧИКОВ (1), Полли ХОМЯКИНА (2), Александр ТАРАНТИНО (3), Voolchitza (4), Дима ОРАНЖЕВЫЙ (5)

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 24 марта 2010, 11:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиПодарим детям лето! (благотворительный концерт в клубе "Реактор", Минск, 6-7. 05.2011)Геннадий Шостак16.05.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.008