Великий почин (рок-часть фестиваля "Белая вежа-2010" в Бресте)


Для жителей нашего города театральный фестиваль "Белая вежа" (в переводе с белорусского - "Белая башня") уже давно успел стать доброй традицией, если не сказать - праздником. Ежегодно в сентябре в Брест съезжаются театральные труппы из разных городов и стран, чтобы продемонстрировать свое мастерство.

В чем отличие пятнадцатой "Белой вежи" от всех предыдущих фестивалей? Мне думается, воскресный день 12 сентября стал двойным праздником для любителей хорошей музыки. На сцене Областного общественно-культурного центра выступили две брестские группы - СТПТЦ и БАЙКИ BY, а также этно-фьюжн-бэнд из Венгрии DJABE (что в переводе на великий и могучий означает "Свобода"). Это был первый - и, надо сказать, весьма удачный - опыт проведения рок-концерта в рамках "Белой вежи". Страна должна знать своих героев. Поэтому не могу не выразить благодарность инициатору мероприятия, генеральному директору Брестского академического театра драмы Александру Козаку.

Не меньшая заслуга в проведении концерта принадлежит Игорю Пашечко и группе с загадочным названием СТПТЦ. Коллектив существует 14 лет. Правда, с 2001 по 2007 годы о нем не было слышно, так как почти все участники группы проходили срочную службу в пограничных войсках. 3 года назад СТПТЦ возродился в несколько обновленном составе. А с 2009 года участвует в спектакле БАДТ "Черный ангел с белыми крыльями" по пьесе минского драматурга Дианы Балыко "Белый ангел с черными крыльями" (цвета в названии спектакля в брестской постановке были изменены на противоположные по замыслу режиссера). Дружеские связи Игоря Пашечко и коллектива драмтеатра и сыграли свою положительную роль в организации концерта.

Собственно, с "Черного ангела..." начинается новый этап в творческой биографии группы. Игорь Пашечко сотоварищи находится в непрерывном, неутомимом поиске. Ребятам надоело играть стандартный русский рок. В настоящее время СТПТЦ ориентируется на синтез искусств - музыки, поэзии, живописи, графики, хореографии, пластики, актерского мастерства и видео - который сам Игорь определяет как "драм-рок". Все перечисленные виды художественного творчества равноправно участвуют в создании общего смысла программ в целом и исполняемых композиций в частности.

СТПТЦ открывали концерт. Представленная программа называлась "Чемоданное настроение". Большую роль в ее постановке сыграли Ольга Жук и сестра Игоря Ирина Пашечко. С группой также работали друзья из БАТД - актриса Татьяна Строк и хореограф Ольга Романова.

Программа имела ярко выраженный философский подтекст, который проявился, прежде всего, в балансировании на грани конкретики и метафоричности: чемодан как вместилище мыслей, чувств, воспоминаний, как метафора души. Многие участники группы выходили на сцену с чемоданами. У каждого в чемодане - какая-то часть жизни: фотоальбом, шарфик, свадебное платье...

Представьте себе видеоряд: пустой экран и белый шум старого телевизора символизируют душевную пустоту, от которой пытается убежать главный герой, человек с чемоданом, который вскоре появится на экране. Человек куда-то бежит... Бег - развернутая метафора ускоряющейся жизни. Всякий раз, роняя чемодан, Человек останавливается, чтобы его поднять, и бежит дальше...

В начале песни "Кася" у одного из участников группы выпадает из чемодана фотоальбом. Герой будто приглашает зрителя перелистать старые страницы. Визуальный ряд составляют фотографии разных женщин... На песне "Разговор С Луной" появляются песочные часы, символизирующие ход времени; художница Елена Чаусова рисует на песке иллюстрации к песне...

Меня особенно впечатлила песня "Рокенролл", которую Игорь исполнял... в свадебном платье! Песня поется от лица жены рок-музыканта, не понимающей и не принимающей стиль его жизни, недовольной его материальным положением. Обращает на себя внимание мастерское обыгрывание брачных традиций: часто так бывает, что молодые люди, едва познакомившись и не успев проверить чувства, торопятся в ЗАГС. А потом приходит взаимное непонимание, которое часто перерастает во взаимную нетерпимость и в итоге семья трещит по швам...

Отдельное спасибо за песню "Река", напомнившую МАШИНУ ВРЕМЕНИ периода "Рек И Мостов"...

Часто автором репертуара группы становится ее лидер. СТПТЦ - исключение из этого правила: кроме Игоря Пашечко, песни в группе пишут клавишник Владимир Масловский и гитарист Николай Сурмач. Как-либо обозначить музыкальную стилистику СТПТЦ чрезвычайно сложно, ибо каждая из композиций сочетает различные стили. Здесь и жесткая энергетика рок-н-ролла, и композиционные признаки арт-рока, и легкое дыхание бритпопа, даже далекие отголоски ВИА-стиля 70-х. Тексты - в основном любовная лирика, иногда не без стеба. Большую часть песен Игорь спел дуэтом с Ириной. При, казалось бы, безупречном вокальном и инструментальном профессионализме с манерой подачи материала все же чуточку не заладилось: группа порой выглядела вяловато.

Группа БАЙКИ BY также хорошо известна и любима в городе: ее лидер Александр Кривоносов и почти все музыканты во второй половине 90-х играли в группе ВАРШТАТ (что в переводе с белорусского означает "Верстак"). А ВАРШТАТ, наряду с группами САДЪ и ГОРТОП, в конце 90-х - начале 2000-х были одним из "трех китов" брестской рок-сцены. В свое время по рукам разошлись записи двух демо-альбомов - "Море" (1999) и "Ряженые" (2000). К большому сожалению поклонников группы, ВАРШТАТ прекратил свое существование в 2001 году. Александр Кривоносов, поработав в разных проектах, в 2009 году собрал новый состав уже под названием БАЙКИ BY: байки - незамысловатые истории, сказки; by - обозначение белорусского домена в Интернете.

Их программа называлась "Две истории". В первой части был представлен еще не записанный альбом "Бабушкины Сказки", куда войдет как совершенно новый материал, так и старые варштатовские песни, по-новому переосмысленные. Большое место в ней занимает "ономастическая" тематика: песни посвящались в основном женщинам: "Я Люблю Тебя, Галя", "Олюшка", "Любушка", "Принцесса Ядвига". Вторая часть выступления носила условное название "Ладони" - по одной из самых старых песен ВАРШТАТА, которую все хорошо знали и очень любили. Стилистика стала еще шире и разнообразнее - от арт-рока и бритпопа до этно и фолка. Вообще Кривоносов сотоварищи находятся в постоянном поиске нового саунда. Группа широко использует электронные барабаны и секвенсоры. Так, в "Иване Купале" клавишные имитируют волынку, а в "Любушке" байкам удалось добиться звучания целого симфонического оркестра!..

Александр Кривоносов на протяжении всего выступления общался с публикой и объявлял исполняемые песни. Вообще группа подкупала хорошим вкусом, чувством меры и жизнерадостным настроением. Как признался мне Александр, выступление на "Белой веже" было обкаткой новой программы. Ему хотелось посмотреть на реакцию разношерстной публики в преддверии большого сольного концерта, который БАЙКИ BY планируют дать в ООКЦ 28 октября. По-моему, самые лучшие ожидания Кривоносова подтвердились.

В общем и целом музыкальная часть "Белой вежи-2010" произвела хорошее впечатление (а выступление группы DJABE из некогда братской Венгрии мне настолько понравилась, что я не удержался и, наплевав на высокую цену, купил в фойе ООКЦ двойной альбом группы). Организация концертов в рамках театрального фестиваля стала без преувеличения великим почином: ведь разным видам искусства свойственно вступать в диалог, объединяться и создавать новые виды художественного творчества... одним из которых, по мнению многих авторов екатеринбургско-тверского сборника "Русская рок-поэзия: текст и контекст", и становится рок. Очень хочется надеяться, что инициатива организации рок-концертов на последующих "Белых вежах" будет подхвачена и, более того, станет неотъемлемой составной частью фестиваля.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 сентября 2010, 07:55
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСТПТЦ - "...Не Телефонный Разговор..." (EP)Геннадий Шостак18.11.2010
СтатьиСто минут счастья, чистейшего, без обмана (БАЙКИ BY в ОКЦ, Брест, 28.10.2010)Геннадий Шостак09.11.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 8 / 0.03