В содружестве народных искусств (фолк-фестиваль "Камяніца-2013" в Минской обл.)


Согласно классификации, сложившейся в XX веке, искусства подразделяются на пластические, пространственные или зрительные (архитектура, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, дизайн, декоративно-прикладные искусства), временные или слуховые (литература, музыка) и синтетические, пространственно-временные или зрительно-слуховые (театр, хореография, кинематограф, телевидение). В эпоху же античности понятие искусства трактовалось более пространно: так, древние греки наряду с художественным творчеством вкладывали в него практически все виды человеческой деятельности, вплоть до врачевания, земледелия и скотоводства.

Такого расширенного понимания искусства придерживаются и организаторы фолк-фестиваля "Камяніца", программа которого не ограничивается только музыкой, танцами и народно-художественными промыслами. В число видов искусств попадают даже кухня и приготовление спиртных напитков! Таким образом, "Камяніца" представляла целое содружество народных искусств.

Фестиваль "Камяніца" традиционно проводится на территории Государственного музея народной архитектуры и быта, расположенном в селе Озерцо неподалеку от Минска. В этом году фестиваль проходил в течение двух дней - 6 и 7 сентября. И, на мой субъективный взгляд, каждый из дней заслуживает подробного описания.

День первый. 6 сентября

На первый фестивальный день - вернее, вечер, поскольку мероприятие продолжалось с 18:00 до 22:00, - допускались лишь избранные, а именно: музыканты - участники всех предыдущих "Камяніц" - и журналисты, описывавшие мероприятие. Я тоже оказался в числе последних, за что хочу сказать большое человеческое спасибо координатору фестиваля Сергею Чегринцу, минскому журналисту Дмитрию Безкоровайному, композитору и этно-певице Ирэне Котвицкой, а также лидеру группы ПАЛАЦ и по совместительству ведущему всех пяти фестивалей Олегу Хоменко.

Прозвучала отбивка "Камяніцы" - короткая музыкальная заставка и приятный мужской голос, представляющий организаторов и партнеров фестиваля: Государственный музей народной архитектуры и быта, ресторан белорусской кухни "Камяніца", Белвнешэкономбанк и торговую марку "Тес". С напутственными словами к фестивалю обратились директор музея Светлана Локотко, координатор Сергей Чегринец и зам. председателя правления Белвнешэкономбанка Олег Прохорчик.

Потом мы прослушали интересную лекцию по истории белорусской национальной кухни. Это была даже не лекция, а самый настоящий мастер-класс! Каждый посетитель имел уникальную возможность отведать хреновухи (настойки на хрене) и продегустировать различные блюда "Камяніцы". Что такое драники, известно всем и каждому: это картофельные оладьи, начиненные мясным фаршем. Но далеко не все знают, что драники бывают не только из картофеля, а, например, из брюквы и даже из тыквы. Во время лекции не раз подчеркивалась связь белорусской кухни с европейской. Вот одна из таких кулинарных историй: давным-давно жил польский повар, вернее, кухмейстер по прозвищу Верещака. Во французской поваренной книге он нашел рецепт колбасного блюда, которое затем стал готовить по-своему: брал белые телячьи колбаски, варил в пиве, разбавленном водой, и приправлял луковым соусом. Блюдо пришло из Польши в Беларусь и получило название верещака.

Поскольку в этот день было довольно прохладно, сотрудники кухни предлагали нам попробовать горячие напитки - известные и русским сбитень и иван-чай... Но что-то я чрезмерно увлекаюсь кухней.

В первый вечер белорусские музыканты представляли друг другу свои последние работы. На сцену вышел ПАЛАЦ с прошлогодним альбомом "Кола Грукатала". Олегу Хоменко пришлось на время совместить две роли - ведущего и певца. И, надо сказать, с обеими он блестяще справился. Грохот колеса обернулся примерно 30 минутами высококачественного белорусского этно-рока. Олег на одном дыхании спел "Птушку", "Шэрую Поўсць", "Стаіць Вярба" и "Кола Грукатала", а на бис исполнил всеми любимую песенку "Чужыя Дзеўкі" из одноименного альбома. На этом он... нет, не попрощался: Хоменко оставался на сцене в качестве ведущего в течение двух дней, а кроме того, ПАЛАЦ закрывал второй фестивальный день.

АЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІН представили вышедший в этом году альбом "М1". Но лучше бы они не выходили на сцену! Я прекрасно помню выступление Александры Кирсановой и Константина Драпезо на III фестивале "Камяніца" в сентябре 2011 года, которое привело меня в восторг. Теперь же я испытал горькое разочарование. АЛЯКСАНДРА І КАНСТАНЦІН исполнили песню Владимира Коризна-младшего на стихи Владимира Коризна-старшего "Коцікі Вярбовыя" ("Ивовые Котики") и инструментальную пьесу, посвященную маленькому песику, которого привезли с собой. В музыке наметился явный крен в сторону традиционной эстрады. Но дело даже не в этом. Все было сыграно-спето, казалось бы, безупречно, каждый голос и инструмент на своем месте... Но у меня сложилось впечатление, что у Александры и Константина не было настроения выступать. Что ж, все мы - живые люди, всё может быть... При первой же возможности обязательно прослушаю их альбом - быть может, я ошибаюсь.

О выступлении Ирэны Котвицкой, я знал задолго до фестиваля. Шестое чувство, что ли, подсказало? Певица представляла свой дебютный сольный альбом "Ethno Fantasia", вышедший в апреле этого года и собравший немало положительных отзывов.

Следует подчеркнуть, что программа "Ethno Fantasia" - это не что-то раз и навсегда установленное. Она являет собой живой, развивающийся организм. В этом можно было ещё раз убедиться во время выступления Ирэны. Напомню: первоначально программа исполнялась в сопровождении рояля. Но таскать с собой такой громадный инструмент затруднительно, поэтому (и не только поэтому), стали рождаться различные варианты программы. Сколь я знаю, в настоящее время Ирэна Котвицкая репетирует "Этно Фантазию" с Государственным камерным хором Республики Беларусь.

На фестивале программа исполнялась под синтезатор, и здесь Ирэна как композитор и аранжировщик проявила безграничную изобретательность. Открыла выступление фортепианной пьесой, давшей название альбому (и программе), но по каким-то причинам в него не вошедшей. Первые аккорды "Вясны" прозвучали - о чудо! - в исполнении симфонического оркестра. Нет, никакого оркестра на сцене не было. Есть на синтезаторе такой тембр - string называется (хорошо зная Ирэну Котвицкую, могу сказать: не исключено, что очень скоро она замахнется и на оркестровую версию программы). "Серабрыстая Рака" ("Серебристая Река") и "Бяроза" ("Береза") прозвучали под синтезатор, а "Сілезенька" - а капелла. Прощаясь, Ирэна Котвицкая пригласила всех на презентацию "Этно Фантазии", которая пройдет 20 сентября в Белорусской государственной филармонии... Что ж, хорошему концерту (а я ни на йоту не сомневаюсь в том, что он будет таковым) лишняя реклама не повредит.

Вечер продолжил женский фольклорный вокальный ансамбль ГУДА. Помните - был такой коллектив РУССКАЯ ПЕСНЯ под управлением Надежды Бабкиной? Так вот, ГУДА тоже воспроизводит традицию акапелльного народного пения, только делает это гораздо интереснее, чем его российские предшественники, и работает, соответственно, с белорусским материалом. На фестивале были исполнены три белорусские народные песни. Олег Хоменко сообщил, что ГУДА будет открывать второй фестивальный день, так что девушки прощаются ненадолго.

Как известно, лучший отдых - это смена вида деятельности. Нам было предложено немного отдохнуть от музыки и вернуться к делам гастрономическим. А именно - посмотреть документальный фильм "Беларуская кухня".

Фильм продолжался минут 40-45. Становилось очень холодно, и я подумал, что неплохо было бы немножко размяться. По-видимому, услышав мои мысли, Олег Хоменко объявил "гвоздь программы" вечера - этно-электронный проект ŠUMA.

Руся сотоварищи настраивались убийственно долго - наверное, столько же, сколько выступали. Аппаратура демонстрировала свой непростой характер. Даже когда музыканты, казалось бы, отстроились, в динамиках время от времени фонило и свистело, а вторую вокалистку, Надежду Чугунову, до самого финала было слышно, мягко говоря, недостаточно хорошо. Но Руся и другие участники проекта к возникшей технической проблеме отнеслись с каратаевским спокойствием.

ŠUMA представила записанный в феврале этого года EP "Zolak" (в переводе с белорусского - "Утренняя заря", "Рассвет"), песни с которого звучали вперемешку с новыми. Начали, как и все свои выступления, с медитативного "Intro", во время которого у сцены собрался народ. Белорусские народные песни "Ой Еду Я Дарогаю" и "Ды Гула Пчолка" в интерпретации ŠUMA уже успели стать хитами. Предваряя песню "У Чыстым Полі Пад Яварам" Руся предложила зрителям включаться в исполнение. Эта песня, как и следующая, "Перапёлка", войдет во второй EP, над которым ŠUMA в данный момент работает в студии. Я услышал и свою любимую "На Моры Вутка Купалася". А закончилось выступление ещё одной новой песней - "Пойду Жы В Лес По Дрова" (судя по произношению, на одном из полешуцких диалектов).

Выступление проекта сопровождалось видеорядом, выдержанным в этнической стилистике, подходящей для вечера и концепции фестиваля в целом. На мой взгляд, выступление ŠUMA было самым драйвовым в первый фестивальный день.

День второй. 7 сентября

На второй день "Камяніца" широко распахнула свою дверь для всех желающих. Цена на входные билеты была невысокой - 30.000 белорусских рублей, что по курсу составляло чуть больше $3. Те, кто не забыл надеть белорусские национальные костюмы, проходили на фестиваль бесплатно. Программа обещала быть не менее интересной, чем накануне: фестиваль стартовал в 12:00, а концертная программа - двумя часами позже. В небе приветливо светило солнышко, торопясь отдать последние остатки тепла.

Для нас день начался с малоприятной процедуры. Прежде, чем попасть на территорию феста, и зрители, и представители СМИ должны были пройти через два кордона охраны. На первом проверялись сумочки, чемоданы и дипломаты, а на втором - сами входящие. Запрещалось проносить на фестиваль не только спиртные напитки и какие-либо продукты, но даже пластиковые бутылки с минеральной водой. Во время феста можно было выйти с охраняемой территории, сходить в корчму, заказать рюмочку хреновухи, медовухи или клюквенной настойки, пообедать, выпить чашечку сбитня/чая/кофе... Но когда возвращаешься к сцене, снова подвергаешься досмотру. На предыдущих "Камяніцах" таких тщательных проверок не было.

Как и ранее, на территории фестиваля действовали игровые зоны и аттракционы. Мое внимание привлек лоток с компакт-дисками, у которого - что удивительно для эпохи Интернета - образовалась большая очередь. Здесь можно было купить диски с белорусской и украинской музыкой (причем не только участников "Камяніцы"), DVD с самыми настоящими белорусскими (белорусскоязычными!) кино- и мультфильмами, которые Белорусское государственное ТВ не показывает, очевидно, боясь реальных и потенциальных идеологических несоответствий, и самые настоящие белорусские аудиокниги.

Рядом продавались сувениры - образцы вышивки и ткачества, гончарные изделия. Мои знакомые очень радовались, купив рюмку с изображением белорусского герба "Погоня"...

Но все-таки поспешим к сцене, вернее - к сценам. Дело в том, что 7 сентября на "Камяніце" поочередно работали две сцены - большая и малая. На большой выступали заявленные участники фестиваля, которых представлял все тот же Олег Хоменко. Малая отдавалась детским фольклорным коллективам из Минска и области. Их выступления объявляла знакомая нам Руся.

Как и обещалось, второй фестивальный день открывала ГУДА. На сей раз коллектив предстал перед зрителем в двух ипостасях: как женская вокальная группа и как ансамбль песни и танца. Выступление ГУДЫ в общей сложности продолжалось минут 20-25. Но, похоже, зрители не оценили ансамбль по достоинству: кто-то ходил по территории музея, кто-то с кем-то общался...

Следующим участником был ансамбль средневековой музыки СТАРЫ ОЛЬСА - коллектив, который все ждали с пребольшим нетерпением. И все ожидания были не только вознаграждены, но и превзойдены: как всегда, выступление ОЛЬСЫ, длившееся больше часа, превратилось в самую настоящую средневековую дискотеку. Танцы из цикла "Полацкі Зшытак" ("Полоцкая Тетрадь") чередовались с рыцарскими и лирическими песнями. СТАРЫ ОЛЬСА исполнили несколько песен, посвященных Деве Марии, недавно найденных в сборнике, датированном XV веком. Неподалеку от территории фестиваля находится костел, и музыканты ОЛЬСЫ как истинные католики получали от него необходимую подпитку. Группу не отпускали со сцены, требуя играть на бис ещё и ещё. Но Олег Хоменко попросил музыкантов закругляться. И тогда Змицер Сосновский объявил последнюю композицию - танец "Rumuni Draculi", с помощью которого в эпоху Средневековья боролись с вампирами.

Пока на малой сцене выступал очередной детский коллектив, на большой начали отстраиваться гости из Украины - группа ФОЛЬКНЕРИ (или в русском написании - ФОЛЬКНЕРЫ). Этому коллективу мне хочется уделить больше внимания.

В названии содержится игра слов: одно из значений отсылает прямиком к фамилии одного из мастеров так называемой новой американской прозы. Но гораздо правильнее толковать это название как производное от "фольклора". Во-первых, все участники группы - Владимир Муляр (гитара, губная гармошка, барабаны, бэк-вокал), Ярина Квитка (колесная лира, вокал), Юлия Совершенная (барабан, вокал), Ирина Вирясова (баян) и Дмитрий Сорокин (бас-гитара) - странствующие музыканты, путешествующие на велосипедах по Европе. Они собирают и возрождают аутентичный фольклор, пропуская его сквозь призму собственного восприятия. Во-вторых, свою стилистику они определяют как "фри-фолк", подразумевая сочетание аутентики и современных ритмов, этники и альтернативной музыки. Украинская коломыйка соседствует у ФОЛЬКНЕРОВ с русской частушкой. Для меня выступление этой группы было без преувеличения настоящим праздником. В перерыве между песнями Ярина Квитка и Юлия Совершенная общались с публикой на украинском языке, иногда переходя на язык межнационального общения. Впрочем, они могли этого не делать: зрители всё понимали без перевода. Напоследок девушки пообещали вскоре проехаться по территории Беларуси и вплотную заняться белорусским фольклором. А если бы еще дали сольный концерт, сходил бы с преогромным удовольствием.

Ещё один интересный коллектив - ORKIESTRA SW. MIKOLAJA из польского города Люблина. Стилистика - фолк плюс всё что угодно. Настроение песен - самое что ни на есть развеселое. У участников группы можно учиться радоваться жизни.

Честно говоря, я понимал далеко не все, что говорил между песнями вокалист, - отчасти из-за недостаточно хорошего знания польского, отчасти из-за пропадания звука в колонках. Но кое-что все-таки запомнилось.

Многие, наверное, помнят белорусскую народную песню "Касіў Ясь Канюшыну", которая пользовалась всесоюзной популярностью в исполнении ВИА ПЕСНЯРЫ. ORKIESTRA SW. MIKOLAJA интерпретировали эту песню по-своему: мелодия осталась прежней, а текст совершенно другой. В оригинале Ясь перебирает невестами, но в итоге все заканчивается хорошо: мать находит ему подходящую девушку. В польском варианте главный герой (имени то ли не называлось, то ли я его не расслышал) продает рожь и мечтает жениться. При этом и из торговли, и из брака он стремится извлечь максимальную выгоду... Это надо слышать! Ну очень смешно!

Отыграв программу, польские музыканты начали продавать прямо у сцены свои диски. Правда, желающих их приобрести не нашлось: польские фирменные CD по белорусским меркам стоят очень дорого.

После выступления детского ансамбля Олег Хоменко объявил этно-группу №1 всея Украины - ДАХАБРАХА. Что означает это название? Интерпретаций очень много: "даха" и "браха" в переводе со староукраинского - соответственно "давать" и "брать". В слове "дахабраха" улавливается игра звуков и созвучий: здесь и название киевского экспериментального театра "Дах" ("Крыша"), при котором группа была создана, и бог солнца Ра, и верховный бог индуизма Брахма, и "брама" (т. е. "ворота", "вход"), и "хаос"... Свою стилистику сами участники коллектива определяют как этно-хаус с элементами world music. Все поют и попеременно (вернее, спонтанно, хаотично) играют на разных инструментах - малых и больших барабанах, синтезаторе, виолончели, аккордеоне, детских гармошках, дарбуке, джамбее, диджериду и многих других; в качестве живых "инструментов" могут использоваться ветер и дождь. Сценический облик группы продуман до мелочей: Нина Гаренецкая, Ирина Коваленко и Елена Цибульская выступают в высоких черных овечьих шапках и длинных белых платьях с деталями, заимствованными из национальных костюмов различных регионов Украины, Марко Голоневич - в узорчатом сюртуке... Репертуар ДАХАБРАХИ составляют народные песни, собранные в разных областях Украины во время фольклорных экспедиций. Я где-то прочитал (или услышал), что ДАХАБРАХА поют по-украински. Это не совсем так: песни исполняются с сохранением диалектов. Именно поэтому я мало что понимал на концерте, но от музыки меня перло.

К сожалению, выступление киевлян оказалось коротким. По просьбе зрителей они спели песню "Ягудки", ставшую визитной карточкой группы, и ещё одну вещь, под которую все танцевали... Публика не желала отпускать ДАХАБРАХУ со сцены. Олегу Хоменко пришлось прийти на выручку музыкантам. Он сказал: "Во всем виноват поезд!"

Потом Олег пригласил на сцену своего друга Сергея Чегринца, и тот провел конкурс на лучшую пару, пришедшую в белорусском национальном костюме. Победители получили в качестве приза два билета на романтический ужин в ресторане "Камяніца".

На село Озерце спустился вечер. Малая сцена к тому времени опустела. А на большой настраивался белорусско-российский проект HVARNA.

Для тех, кто не в курсе: HVARNA - детище переехавшего из Могилёва в город на Неве Андруся Половчени (OSIMIRA, PRAGNAVIT) и петербуржца Максима Анухина (ОБЕРЕГ). В авестийской традиции хварна - это высшая отмеченность, божественная награда, благодать, святость, дар судьбы, талант, харизма. Хварна дает возможность выхода за пределы замкнутого круга нашего бытия, изменения своей судьбы и судеб других людей и перехода на новый уровень развития.

Основу репертуара проекта составляют песни разных фольклорных традиций, сплавленные с импровизационной манерой игры и всевозможных вокальных техник. В сферу интересов HVARNA попадают песни и наигрыши Крывии (Беларуси), финно-угорский эпос, новгородская песенная традиция северо-западного региона, русский Север. Вообще со стилистикой тут не всё так просто: пытливое ухо уловит здесь и эмбиент, и транс, и дарк-вэйв, и всё это сцементировано этникой. На фестивале была представлена программа преимущественно из белорусских песен. Предваряя выступление, Андрусь предупредил, что хотя белорусский фольклор и пропущен через призму российского сознания (что, на его взгляд, противоестественно), но всё же исполняется от души. Прозвучали "Сонейка" ("Солнышко"), "Вясна Дзе Бывала" ("Весна, Где Бывала") и ещё несколько композиций из альбома HVARNA "Кропка Вяртанняў" ("Точка Возвратов"), а также песен, не получивших альбомную прописку. Запомнилась интерпретация колядной песни из репертуара белорусского театра "Госціца". Выступление дополнялось элементами арт-хауса. Обращала на себя внимание легкая одежда участников проекта, от взгляда на которую зрителей бросало в дрожь. Так, на девушке, рисовавшей на песке узоры, которые проецировались на экран, было декольтированное платьице - и это при восьми градусах выше нуля! Видать, у белорусов и питерцев разные пороги ощущения холода...

Между тем, выступление HVARNA показалось мне чересчур затянутым, и не мне одному. Подобную музыку надо воспринимать на свежую голову. А я к концу фестиваля испытывал закономерное и естественное пресыщение от переизбытка информации... Однако надеюсь в перспективе продолжить знакомство с творчеством HVARNA.

Затем на сцену вышла Ирэна Котвицкая с возглавляемым ею детским вокальным ансамблем РАДА. Они вместе спели несколько белорусских народных песен, в том числе две из программы "Ethno Fantasia" - "Вясна" и "Бяроза". Пообещав сюрприз в самом конце программы, Ирэна уступила место у микрофона Олегу Хоменко. На сцене тем временем готовились хэдлайнеры пятой "Камяніцы" - группа ПАЛАЦ.

Полгода назад я описывал большой концерт ПАЛАЦА в минском клубе "Graffiti". В настоящее время группа играет одну и ту же программу из двух десятков песен, входивших в разные альбомы, лишь слегка изменяя последовательность номеров. У меня есть возможность сравнивать. Но, уверен, ПАЛАЦ не может играть плохие концерты по определению.

Иногда Хоменко шутил, обращался к публике с просьбой во время медленных песен подсвечивать мобильными телефонами. Зрители восторженно ловили каждую фразу, танцевали у сцены, подпевали в припевах знакомых песен...

Но и это было ещё не всё! Нас ожидал приятный сюрприз.

Незадолго до "Камяніцы" Ирэна Котвицкая и ее подопечные решили сделать подарок Олегу Хоменко и ПАЛАЦУ: разучить к фестивалю песню "Русалкі", чтобы спеть её вместе с любимой группой. И, надо сказать, эксперимент удался: совместное выступление ПАЛАЦА и РАДЫ было встречено на "ура".

На этом международный фолк-фестиваль "Камяніца" закончился. Счастливые, усталые и немного замерзшие, мы возвращались из сказочного мира, - мира содружества народных искусств, к реальной жизни. Между Озерцем и Минском курсировали бесплатные автобусы. Нам предстояла нелегкая задача - втиснуться в переполненный автобус, добраться до города и успеть к поезду...

Вместо резюме. Я присутствовал на III фестивале "Камяніца" в сентябре 2011 года. На прошлогодний, IV фестиваль мне попасть не удалось по не зависящим от меня причинам. И все-таки позволю себе, насколько у меня получится, сделать маленький анализ и высказать субъективные впечатления.

Что радует. Во-первых, расширяется география приглашаемых исполнителей и коллективов. В 2011 году "Камяніца" приобрела международный статус благодаря участию Олега Скрипки в качестве ди-джея с "Етно-вечорницями". В 2012 году в программе участвовало несколько коллективов из Польши, Украины и России, включая группу ИВАН КУПАЛА. Как показала пятая "Камяніца", эта тенденция сохраняется. И, возможно, на последующих фестивалях мы увидим и услышим исполнителей из других, не только славянских стран.

Во-вторых, фолк/этно-стилистика сама по себе становится все более и более многоплановой и разнородной. И в Беларуси, и в других странах появляется большое количество самобытных, не похожих друг на друга, интересных во всех отношениях фолк- и этно-коллективов, работающих с аутентичным фольклором.

Наконец, в-третьих, организаторы вносят в "Камяніцу" познавательный элемент: так, дегустация белорусских блюд и напитков сопровождается интересным мастер-классом и просмотром фильма о белорусской кухне - одном из видов белорусского народного искусства.

Что огорчает (возмущает и вызывает раздражение). Все мы люди, все человеки, в нашей нелегкой жизни часто приходится сталкиваться с обстоятельствами, на которые мы не в силах влиять. Гораздо хуже, когда наступаешь на одни и те же грабли. На третьей "Камяніце" выходила из строя аппаратура, задержав фестиваль часа на два. За два года мало что изменилось: аппаратура глючит по-другому, что, тем не менее, мешает восприятию выступлений. Я понимаю, что технические проблемы неустранимы, но свести их к минимуму можно и нужно.

И все-таки хорошего на фестивале было гораздо больше, чем плохого. Всем спасибо.

Фото: Алексей СОЛОМОНИК (день первый и РАДА + ПАЛАЦ), Dara WIND (всё остальное)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 сентября 2013, 01:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.004