"Два в одном"... и чуточку больше (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в ОКЦ, Брест, 5.04.2014)


Для кабаре-бэнда СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА давать концерты в Бресте именно весной стало хорошей традицией. Ещё несколько лет назад у коллектива сложились дружеские отношения с творческим объединением "Бесконечный апрель" в лице музыканта и организатора концертов Вячеслава Плеско (DALAILAMABAND, MUZZART, PLUM BUM и др.). 31 марта 2012 года в клубе "City" прошел первый концерт СС. В 2013 году к организации концертов присоединилась и Брестская областная филармония, в которой важный административный пост занимает друг Вячеслава, товарищ по группам MUZZART и PLUM BUM, баянист Владимир Крутиков. 21 апреля прошлого года СС показали брестчанам программу "Laterna Magica". Нынешний концерт позиционировался как презентация программы "Кабаре в квадрате" плюс "кое-что еще". А сюрпризы у кабаре-бэнда бывают только приятными, очень приятными и сверхприятными. На протяжении всех трех лет концерты проходят при полном аншлаге, что для Бреста большая редкость.

Мне уже не раз приходилось писать, что творчество СВАДЬБЫ, с какой бы из программ группа ни выступала, являет собой синтез музыки, поэзии (шире - литературы), театра, кинематографа, визуального ряда. Как театральный режиссер-профессионал, Светлана Бень широко использует элементы театра Бертольда Брехта, вовлекая зрителей в происходящее на сцене, а иногда и в зале. Нынешний вечер не стал исключением.

Каждая программа СС не есть нечто раз навсегда установленное: в пределах одного сюжета песни (чередующиеся со стихами и инструментальными композициями) могут меняться местами или даже перекочевывать из программы в программу. Так, песни "В Гараже У Дяди Вити" и "Полярные Рыбы" из программы для детей и взрослых "Музыка - всё!" и "La Visite Chez Le Neuropathologue" ("Визит К Невропатологу") из программы "Кабаре в квадрате", как оказалось, прекрасно вписываются в "Laterna Magica".

То, что происходило 5 апреля в брестском ОКЦ, я бы охарактеризовал словосочетанием "два в одном". В первом отделении СС представили программу "Кабаре в квадрате". Второе же отделение представляло собой существенно сокращенный и упрощенный вариант программы "Laterna Magica" плюс маленький "концерт по заявкам". Бенька попросила зрителей и организаторов обойтись без антракта: очевидно, музыканты торопились на поезд.

Программа "Кабаре в квадрате" впервые была показана минчанам в марте 2012 года. Этимология название объясняется очень просто: материал строится на сопоставлении кабаре двух стран - Франции и Германии. Бенька нашла между ними точки соприкосновения: это огромная жизнерадостность, вера в лучшее будущее, лучезарная улыбка, ироничное отношение к жизни. Сама же программа сочетает в себе признаки музыкально-литературно-театральной композиции и лекции. Наряду с песнями, написанными Бенькой, в нее входят произведения французских и немецких композиторов и поэтов, и отнюдь не только представителей кабаре. А состав кабаре-бэнда расширяется за счет известного белорусского актера Александра Казелло, который обладает прекрасными вокальными данными.

Открывала программу композиция, сочиненная в 1901 году австрийским композитором Оскаром Штраусом на стихи немецкого поэта Детлефа фон Лилиенкрона. Бенька объявила название по-русски - "Музыканты Идут", но пела на языке оригинала. Несколько неуместной в программе показалась мне песенка "La Visite Chez Le Neuropathologue": ну никак не вписывается она в эстетику кабаре начала XX века! Эту песню можно было бы передвинуть куда-нибудь в конец, ближе к нашему времени... Но затем мы снова перенеслись на сто с лишним лет назад. Бенька немного рассказала о немецком кабаре. Мы услышали песню на стихи Вальтера Меринга "Как Мал Наш Городок". А стихотворение Иоахима Рингельнаца "Кисточка" сменилось "Маленьким Романом" Беньки на стихи Эриха Мюзама.

Из Германии мы переместились во Францию второй половины XIX века .под звуки песни на стихи Поля Верлена "Dans L'interminable",, название которой в альбоме "Сердечная Мускулатура" переводится как "Во Мгле Новолуния" (такое название дал своему переводу этого стихотворения Борис Пастернак). А вальс "До Утра" написан на текст верленовской "Chanson d'automne" ("Осенней песни"). Название "До утра" принадлежит автору одного из русских переводов стихотворения А. М. Гелескулу. Мысль поэта об обреченности человеческого существа на одиночество в холодном, равнодушном мире передана в музыке во всей полноте.

«Бертольд Брехт. "Беспутная старуха"», - объявил Александр Казелло. Бенька начала читать рассказ. Вернее - читать и играть героиню, от лица которой в нем ведется повествование, да так, что весь зал покатывался со смеху. По мотивам рассказа Бенька написала песню-монолог "Старая Падла" от лица брехтовской героини, который и продолжил тему. Еще в программе прозвучали стихотворение Брехта "Каждый год в сентябре" и песни на его стихи - "Der Himmel ist grau" ("Небо Серое") и "Schreib mir" ("Напиши Мне").

Композиция СС "История Маленького Человека" содержит в себе мораль: если не можешь повлиять на мир, постарайся изменить себя применительно к нему и сделать так, чтобы и тебе и окружающим тебя людям было хорошо.

О способности Беньки перевоплощаться в своих героев можно говорить и писать бесконечно. Сильное впечатление произвел "Монолог Мишени В Ярмарочном Тире" на стихи Густава Холлендера. Грустный вальс "Blue In Moll" (автора которого, сколь я ни старался, установить так и не удалось) сменила веселая песенка Беньки "Франция И Я" - признание в любви к Франции начала XX века.

Сюрреалистическая "L'amour - Putain", на первый поверхностный взгляд, несколько выпадает из жанра кабаре. Она строится на диалоге, состоящем из абстрактных фраз. Если же долго и нудно вчитываться в текст, можно понять, что эта песня о неспособности любящих людей услышать друг друга. Но бывает и наоборот: в семейной жизни достигаются покой и гармония. Об этом песня Оскара Штрауса на стихи Отто Юлиуса Бирбаума "Веселый Супруг", которую Бенька и Александр Казелло не просто спели, а сыграли как спектакль. "Семейную" тему развивает и шуточная песенка Беньки "Малобюджетная Любовь".

Не обошлось без кавер-версий песен выдающихся французских шансонье. Мне запомнилась версия песни "Mon Coeur Est Un Ocean" ("Мое Сердце - Океан") из репертуара Дамиа. Неожиданно драйвово прозвучала "Non, Je Ne Regrette Rien" ("Я Ни О Чем Не Жалею"), которую мы знаем в исполнении Эдит Пиаф.

Есть в программе СС интересный номер, который Бенька объявила примерно так: "Игра судьбы и помощь свыше". По зрительским рядам бегали Ангел и Чертик. Первый рассыпал нарезанные бумажки, а второй бил себя молоточком, изображая удары судьбы. Этакий философский взгляд на нашу жизнь...

Потом Бенька объявила еще одну песенку из репертуара Дамиа, в которой речь идет о маленьком кабачке. Молодые люди выходили на середину зала, кавалеры приглашали дам на белый танец... Вдруг мы очутились в гамбургском порту, где пьяные матросы поют веселую песню, раскачиваясь в такт из стороны в сторону. В перерыве между фразами немецкой народной песни "Rom aus der Jamaika" ("Ром с Ямайки") Бенька пыталась внушить зрителям, что они - матросы, просила подпевать и повторять движения. "А если у кого-нибудь с собой что-то есть, можете отхлебнуть", - сказала она...

"Ma Soeur C'est L'amour" ("Сестра Моя - Любовь") написана на стихи Жака Превера. А заканчивалась программа грустной песенкой Пита Сигера "Where Have All The Flowers Gone?" ("Куда Исчезли Все Цветы"); в немецком варианте (известном по исполнению Марлен Дитрих) - "Sagt Mir Wo Die Blumen Sind".

Программа "Laterna Magica" концептуально совпадает с одноименным альбомом. Разве что песен больше, а содержание программы подвержено изменениям. Как я уже писал, программа была представлена фрагментарно. Чтобы не утомлять зрителей, Бенька выбрала самые хитовые композиции: "Привет - Пока", "В Трусиках Красных", "Жизненный Опыт", "Маленькая Рыбка, Жареный Карась..." (на стихи Николая Алейникова), "Я Так Не Люблю Тебя"... На этом основная часть программы заканчивалась. Но публика требовала продолжения. Тогда Бенька вместе с залом спела "Пилотов" и "Потанцевала" (с небольшим попурри из попсовых мелодий в конце). И объявила в качестве жизнеутверждающего финала песню "Смерть И Пылесос". "Е-ще! Е-ще!" - истошно орали из зала. «Тогда - "Черная Речка"», - сказала Бенька и пригласила желающих подняться на сцену, чтобы вместе уговорить Пушкина не ходить на дуэль. Исполнение было настолько проникновенным и трогательным, что я едва не прослезился... А в заключение Светлана предложила вниманию зрителей сравнительно новую песню "Спасибо, Или Все Очевидное Невероятно", которую посвятила памяти академика Леонида Капицы - ведущего популярной телепередачи "Очевидное невероятное".

СС - группа преимущественно концертная. И все-таки Беньке следовало бы подумать о третьем студийном альбоме на основе программы "Кабаре в квадрате". Песни классные. А визуальный ряд и театральную составляющую можно и домыслить...

Фото: Dara WIND

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 апреля 2014, 02:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Сердечная Мускулатура"Геннадий Шостак13.06.2011
РецензииСЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Laterna Magica"Геннадий Шостак28.09.2012
СтатьиПодарим детям лето! (благотворительный концерт в клубе "Реактор", Минск, 6-7. 05.2011)Геннадий Шостак16.05.2011
СтатьиАх, эта свадьба пела и плясала! (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "City", Брест, 31.03.2012)Геннадий Шостак17.04.2012
СтатьиЧас открытых дверей в детство (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА во Дворце искусств, Минск, 28.09.2013)Геннадий Шостак03.10.2013
СтатьиПрощай, голова (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "Re:Public", Минск, 1.11.2014)Геннадий Шостак01.12.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.007