Славянское единство 2, или Под знаком Тру ("ТРУбьют" в клубе "Юность", Киев, 26.10.2014)


Прежде, чем повести речь о мероприятии, на котором мне не так давно довелось побывать, ненадолго вернусь к истокам - годика эдак на полтора назад.

Летом 2013 года анархо-синдикат ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и сайт Planeta.ru инициировали краудфандинговый проект под названием "Lyapis Crew Truebute" или просто "ТРУбьют". Музыканты имели (-ют) возможность предлагать и выкладывать на упомянутом сайте свои кавер-версии песен ЛТ. Единственное условие: кавер может быть сделан на любую песню группы, в том числе и до-"капитального" периода, но обязательно в стилистике современных ЛТ. Слушатели же могут перечислять средства, которые направляются на покрытие расходов, связанных со студийной работой и изданием релизов на разных носителях (CD, mp3-плеер "Lyapis Crew").

В июле нынешнего года увидел свет первый, "роковый" том "ТРУбьюта". Второй том предположительно будет ориентирован на ска-панк, а третий - выдержан в стилистике панка.

Но "ТРУбьют" имеет не только студийное, но и концертное воплощение. Конечно, о реализации этого проекта в Беларуси в обозримом будущем речь не идет. Осенью концерты-"ТРУбьюты" проходят на Украине и в России. На самом первом, который состоялся 26 октября в украинской столице, мне и посчастливилось побывать.

В "ТРУбьюте" участвовали группы из Беларуси и Украины, а концерт вел московский продюсер группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, а ныне исполняющий те же функции в группе TRUBETSKOY Александр Бергер. Именно здесь можно было всеми фибрами души и тела ощутить самое настоящее славянское единство. Я бы сказал - единство под знаком Тру.

В зале клуба развеваются белорусские и украинские флаги. Время от времени молодежь скандирует "Слава Україні!" и "Жыве Беларусь!". Начало концерта задерживается, и киевский DJ Дрозд крутит хиты западного рока...

Наконец у микрофона появляется Александр Бергер и объявляет первых участников "ТРУбьюта" - группу из Львова АБУ-КАСИМОВІ КАПЦІ.

Впервые этот замечательный коллектив я услышал минувшей весной: КАПЦІ выступали на разогреве у ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО в столице западной Украины. После "ТРУбьюта" же моя любовь к этой группе усилилась в разы. Напомню: ребята играют отвязный ска-панк, сдобренный украинским (вернее - западноукраинским) фольклором. С чем можно сравнить их выступление? Разве что с рюмкой самогона. А если серьезно, голоса Юлии Шмидт и Андрея Жолоба и труба Александра Марусяка в своей совокупности образуют "фирменный знак" КАПЦІВ. Энергетика у группы просто сногсшибательная!

КАПЦІ открывали выступление песенкой "Немає Грошей" ("Нет Денег"). Ее герой не унывает - наоборот, к своему безденежью относится с юмором. Кстати, попрошу читателя запомнить это название. Для чего? Поймете, если дочитаете статью до средины. Песня "Барикади" ("Баррикады") посвящалась "Ультрас" и всем, кто защищал Майдан. Хотя Львов находится от моря далековато, морская тема присутствует в творчестве группы: "Серце Моряка" и "Дві Версти" могли бы составить дилогию. "Капітан Канапка" - реггей с красивым украинским акцентом. А предваряя песню "Алкоголік", Андрей Жолоб попросил зрителей вместе пропевать-проговаривать ключевое слово. Таким образом, в исполнении песни участвовал весь зал. Кавер-версию композиции THE RAMONES "KKK Took My Baby Away" КАПЦІ сыграли так, будто ее авторы - они сами. Публика была в восторге! "Паренек Под Следствием" ("Парубок Під Слідством") получила прописку в репертуаре группы довольно давно. В оригинале - душещипательная история о том, как паренька обвиняют в преступлении, которого тот не совершал, и в итоге приговаривают к длительному сроку. У КАПЦІВ же трагизм почти сходит на нет. Когда слушаешь их версию, хочется улыбнуться... Напоследок был предложен кавер на еще одну вещь ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО - "Пастушок".

"Жыве Беларусь!" - выкрикнул Александр Бергер и пошутил, что, возможно, кому-то захочется причислить его к пресловутой "пятой колонне". А на сцене настраивались гости из Бреста - группа ДАЙ ДАРОГУ!.

На "ТРУбьюте" я искренне порадовался за своих земляков. В Киеве ДАЙ ДАРОГУ! очень любят. Вот и сейчас Юрий Стыльский, Александр Закржевский и Игорь Гусев, фигурально выражаясь, сначала порвали, а потом склеили зал. Их кавер-версия песни ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО "Голуби" был встречен восторженным ревом зрителей. Равно как и хиты самих ДД! - "Пятая Палата", "Лопата", "Тома", "20 см"... "Прыгай В Коляску"! - орали молодые люди с логотипом ДАЙ ДАРОГУ! на груди. "Обязательно прыгнем!" - пообещал Юрий Стыльский и выразил удивление по поводу того, что в зале много людей в майках с атрибутикой группы. Прозвучали еще две песни - "По-Синему" и "Танкист". "Жыве Беларусь!" - хором крикнули несколько зрителей. "Жыве!" - ответил Юрий и к всеобщей радости объявил песню "Прыгай В Коляску". А "ДСПГ" ("Доля, Сука, Падла, Говно") - "наш ответ Чемберлену", то есть на песню АБУ-КАСИМОВИХ КАПЦІВ "Немає Грошей". Песня ДАЙ ДАРОГУ! заканчивается фразой "Работа есть, а денег нету". Как видим, славянское единство проявляется на уровне не только бедности, но и отношении к ней. И, чтобы не завершать на пессимистической ноте, ДАЙ ДАРОГУ! исполнили напоследок песенку "Боли Нет!". Публика вызывала группу на бис, но Юрий Стыльский был тверд: через несколько минут на сцену должны были выйти виновники торжества.

Группа TRUBETSKOY, возглавляемая Павлом Булатниковым, в основном состоит из бывших участников ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО. К ним присоединился известный музыкант, басист Алесь-Францишек Мышкевич (экс-BEZ BILETA и J:MORS, ныне также KRAMBAMBULYA и CHIEFS BAND).

Честно говоря, мы с фотографом Александром Ковалевичем были вынуждены уйти приблизительно с половины выступления TRUBETSKOY: увы и ах, порой приходится считаться с расписанием междугородного транспорта, при этом жертвуя чем-то важным. Впоследствии мне удалось раздобыть сет-лист группы и даже, насколько это было возможно, восполнить некоторые пробелы, сходив на YouTube и некоторые другие ресурсы. В результате более или менее полную картину о выступлении составить удалось.

Основу репертуар ТРУБЕЦКОГО составляют песни ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО из альбомов "Капитал", "Manifest", "Культпросвет", "Веселые Картинки", "Рабкор" и "Матрёшка". По-новому были аранжированы "Трубецкой" и "Бесы", "Рамонкі ("Ромашки") и "Маеш Яйцы" ("Имеешь Яйца"), "Нафта" ("Нефть") и "Принцесса", "Керчь-2" и "Котик", "Бесы" и "Харэ"... В чем состоит отличие от прежнего ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО? В первую очередь TRUBETSKOY отказались от духовой секции. Теперь упор делается на жесткие гитарные риффы Руслана Владыко.

Вообще странно, что стилистику группы TRUBETSKOY критики пытаются втиснуть в рамки панка. Слово "панк" подходит, быть может, для характеристики мировоззренческой позиции. Что до музыкальной составляющей, более верным мне представляется определение "гитарный пост-панк" или "синтез пост-панка и гитарной волны", хотя и оно не вполне достаточно. Сам Павел Булатников предпочитает обозначение "рок-н-ролл в чистом виде". С одной стороны, слишком общо, с другой, оно может охватывать любые жанрово-стилевые образования.

Мы услышали и две новые "пост-ляписовские" песни: "Ласточка" известна поклонникам группы по клипу, представленному в Интернете. Вторую песню - "Рядом", премьера которой состоялась на "ТРУбьюте", подарил ТРУБЕЦКОМУ Сергей Михалок.

Зрители просили исполнить старые песни ЛТ - "Ты Кинула", "Ау", "Евпаторию", "Яблони" и многие другие... И вот здесь мне придется прервать нить повествования, с тем чтобы кое о чем порассуждать.

Не так давно на просторах Интернета я совершенно случайно наткнулся на аудиозапись авторской передачи Льва Ганкина "Лидер продаж", вышедшей на "Радио России. Культура" 12 марта 2009 года и посвященной альбому ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО "Manifest". Отмечая положительные стороны альбома, автор и его собеседник, музыкальный критик и сотрудник лейбла "Снегири" Иван Чернявский выражали глубокое сожаление по поводу того, что старые хиты ушли из репертуара ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО. Процитирую одно из высказываний Ивана Чернявского: "Мне лично очень жаль, что ЛЯПИС перестал пародировать дворовую песню, перестал шутить активно. То есть ЛЯПИС продолжает выступать с хитрым выражением лица, но теперь это больше касается собственного раннего творчества. Да, на этом альбоме есть песня про то, что "мои старые песни загонят меня в гроб", или песня про то, что нужен клип, чтобы стать популярной группой. Это там аллюзия на клип "Капитал". ЛЯПИС, видимо, решили озаботиться какими-то социальными проблемами в их понимании, то есть они теперь выходят и кричат, что анархия победит и олигархи проиграют и "Belarus freedom". Это всегда выигрышная позиция. Мне просто кажется, что она немножко простая, и не нужно очень много ума, чтобы это делать, и группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ прекрасно умеет играть на музыкальных инструментах и исключительно умеет работать с аранжировками, и у нее не меняется состав довольно много лет, что важно. Это сплоченная такая махина. И то, что они сейчас делают, мне кажется, немножко работа механизма вхолостую. Да, альбом "Юность" был альбом шуток таких и пародий, но на нем было гораздо более увлекательно разбираться в том, как это все сыграно и сделано, чем на прямолинейном, простом, мужицком альбоме "Manifest"".

Впрочем, Александр Ковалевич, который в 2009 году ходил на концерт ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, рассказывал мне, что по просьбам зрителей группа исполняла старые вещи. Что же, быть может, в конце нулевых Михалок изредка мог пойти навстречу пожеланиям трудящихся. А вот в начале нынешнего десятилетия старые песни окончательно исчезли из репертуара коллектива. С 2011 по 2014 годы я посетил несколько концертов ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО. И ни на одном не нашлось места до-"капитальным" хитам...

Нынче Павел Булатников реанимирует старый репертуар. Как я к этому отношусь? Если быть предельно откровенным, по-разному.

Сейчас не вспомню, кто из психологов впервые употребил понятие "эффект первичного восприятия", но суть его могу пояснить. Когда мы, например, впервые слышим то или иное музыкальное произведение, данное исполнения запечатлевается в нашей памяти. И, слушая последующие исполнения, мы будем вольно или невольно проводить аналогии с ранее воспринятым. И редко когда сравнение окажется не в пользу первоначально услышанного варианта. К примеру, песни МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, написанные и записанные в конце 70-х - начале 80-х, я предпочитаю слушать в первоначальном варианте, пусть там и качество записи, мягко говоря, оставляет желать лучшего...

Так вот, в переигранных песнях ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, старых и не очень, мне не хватает духовой секции, а местами - голоса Сергея Михалка. Взять хотя бы песню "Ты Кинула" в версии группы TRUBETSKOY. Павел Булатников очень хорошо поет, спору нет. Но ему не хватает михалковского надрыва - и всё тут! А вот "Евпатория" в новой аранжировке получилась танцевальной. А кавер-версия песни Гарика Кричевского "Наркомани На Городі" ("Наркоманы В Огороде"), которую мы хорошо знаем в первоначальной интерпретации БРАТІВ ГАДЮКІНИХ, оказался ничуть не хуже, чем у ЛТ.

Стоит ли реанимировать старый репертуар? Если бы Сергей Михалок и Павел Булатников оставались вместе, я бы на этот вопрос ответил однозначно утвердительно. В сложившейся же ситуации можно возродить некоторые песни. Но это мое субъективное мнение, никоим образом не претендующее на истину в последней инстанции. Если же быть до конца объективным - стоит: народу нравится.

Полноты картины ради следует сказать, что TRUBETSKOY по многочисленным просьбам сыграли "Виноградную Лозу" и "Manifest", а на бис - "Золотую Антилопу" и кавер на песню THE RAMONES "I Wanna Be Your Boyfriend". Все-таки у ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО "Виноградная Лоза" мне нравится больше. Но это снова субъективная точка зрения. По версиям остальных композиций высказаться не могу, так как в записи не нашел, а "живьем" не смог послушать.

В общем и в частностях "ТРУбьют" очень понравился. Большое спасибо организатору мероприятия - "PMK agency". Отдельная благодарность менеджеру группы TRUBETSKOY по Украине Елене Корнийко и директору группы ДАЙ ДАРОГУ! Евгению Круку за помощь в получении аккредитации.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 ноября 2014, 00:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002