Наталья Никитина: "Я иду с песней по жизни"


26 ноября минувшего года в Минске в Государственном музее Янки Купалы состоялась презентация дебютного альбома Натальи Никитиной "Картина". Мне уже приходилось освещать упомянутое мероприятие, посему интересующихся отсылаю к статье.
Но после прослушивания "Картины" мне захотелось познакомиться с автором поближе, пообщаться в непринужденной обстановке и... немного помучить ее вопросами. И Наталья - за что ей огромное спасибо - согласилась удовлетворить мое любопытство.


Геннадий Шостак: В конце 1995 года ты пришла в клуб авторской песни "Эскиз". И вот лишь к 20-летию твоей творческой деятельности выходит дебютный альбом. Почему так долго?
Наталья Никитина: Просто не было такой цели. Казалось, что это не настолько серьезно, потому что музыка для меня - это просто увлечение, это не профессия, не то, на что я нацеливаюсь как на главное в своей жизни. Кому-то это понравится, кому-то нет, но для меня это только хобби. Поэтому в последнее время, когда уже какой-то возрастной этап прошел, хочется зафиксировать результаты, чтобы можно было самой взглянуть со стороны, чтобы дети могли послушать. Уже возраст такой, что надо все это сохранить, пока оно поется.

ГШ: Судя по твоим песням, я бы не сказал, что это просто хобби...
Наталья (смеется): Я не знаю, что ты имеешь в виду. Мне всю жизнь нравилось петь, с детского садика. Я иду с песней по жизни.

ГШ: Существует точка зрения, согласно которой бард принципиально не грамотен музыкально. К примеру, Булат Окуджава не умел читать и записывать ноты. А вот Александр Дулов окончил музыкальную школу. У тебя за плечами тоже детская музыкальная школа. Связываешь ли ты написание песен с музыкальным образованием?
Наталья: Я думаю, что музыкальная школа дала много в плане исходных данных. Она помогла развить слух, чутье к музыкальным интонациям, настроениям, знания азов гармонии, элементарную грамотность. Немножко я это понимаю и записать песню нотами могу (смеется) Но на самом деле редко этим пользуюсь. Записываю только гармонию, аккорды.

ГШ: Как состоялся твой альянс с Ольгой Акулич? С чего все начиналось?
Наталья: Мы были знакомы уже достаточно давно - можно сказать, с того момента, как я пришла в клуб "Эскиз". Ольга уже была там. Она интересный автор, писала тогда только на белорусском. Идеи сотрудничать у нас не было. А по прошествии достаточно большого количества времени мы как-то встретились. И Оля услышала мои песни и сказала: "Очень хорошие песни. Приезжай, запишем их, просто демо-версии". Я приехала к ней домой, мы записали, и она говорит: "Слушай, а если их как-то интереснее сделать?" Я говорю: "Можно, конечно, попробовать". Потом у Ольги появилась маленькая гитарка - гиталеле. Я играю - она мне подыгрывает. И мы подумали-подумали - и решили: а почему нет? Но только перестроились: я взяла маленькую гитарку в руки, а Ольга осталась на большой. Я думаю, все-таки это более близкий ей инструмент.

ГШ: По какому критерию ты отбирала песни в альбом "Картина"?
Наталья: В этот альбом вошли в основном песни, которые мы играли вместе с Ольгой. Скорее всего, критерий был именно такой. Как мы отбирали песни - ну, это было, скажем, так: я что-то играю, Ольга говорит: "Во, здорово! Давай это сделаем вдвоем". Я говорю: "Хорошо". И мы это делаем. Нельзя сказать, что тут есть какой-то четкий критерий, потому что есть песни, которым двадцать лет, а есть те, которые существуют год. Просто то, что нам нравилось. Надеюсь, и другим понравится.

ГШ: Есть барды-консерваторы, которые выступают за автаркию, замкнутость жанра. А Оля сделала некие мало-мальские аранжировки. Ты на нее не обиделась?
Наталья: Нет, совершенно нет. Я не могу сказать, что мои любимые авторы из бардов - это те, кто придерживается некой такой строгой схемы: тема стихов должна быть такая, такая и такая, только в такой музыкальной подаче... Мне всегда нравились те барды, которые свободно себя чувствуют, которых не скучно слушать, у которых разнообразные аранжировки. Поэтому для меня совершенно естественно, что некоторые песни изменились. И это правильно, потому что другой инструмент - он всегда дает возможность эксперимента, чего-то нового. Хочется эту возможность использовать.

ГШ: Ты сама довольна своим альбомом? Если бы все вернуть назад, ты бы хотела что-то переделать или сделать по-другому?
Наталья: В целом, исходя из тех условий, которые есть, я довольна тем, что получилось. Есть какие-то моменты, которые хотелось бы чуть-чуть подправить, где-то что-то сделать лучше, но на данный момент и при данных исходящих это хороший результат.

ГШ: Как тебе удалось попасть на "Бардовскую Осень"?
Наталья: Очень просто. Я услышала об этом фестивале уже давно. Но у меня, скажем так, не было достаточно материала. Года три-четыре назад у меня было мало песен на белорусском языке. А в этом году они уже были в достаточном количестве. У меня около пятнадцати песен на белорусском. Из них на мои стихи только две, а другие - на стихи белорусских авторов. Я и подумала: а почему бы нет? И причем эти песни уже были обкатаны на выступлениях. Мы и с Ольгой выступали, и где-то я сама выступала с ними отдельно. Поэтому я решилась, тем более что слышала про этот фестиваль очень много хорошего: что он очень теплый, очень хорошо принимают, как правило, высокий уровень участников... Поэтому пошла на отборочный, прошла его. Потом уже поехала в Бельск-Подлясский.

ГШ: А "OPPA"?
Наталья: А про "OPPA" мне рассказала Ольга. Она уже там была два раза, собиралась ехать в третий. Говорит: "Давай съездим, попробуем". Я поехала - и не жалею. Мне очень понравилось.

ГШ: А если бы тебя на Грушинку пригласили, как бы отнеслась?
Наталья: Меня такие большие фестивали, честно говоря, пугают. Если бы я понимала, для чего туда еду, что там конкретно буду делать... Потому что просто так поехать, посидеть у костра и попеть песен - то нет. Вот если бы меня туда кто-то пригласил, или я знала, что встречу там своих друзей, которых больше нигде не встречу, кроме как там, - тогда может быть.

ГШ: А еще какие-нибудь крупные фестивали в Беларуси, России, Украине?
Наталья: Я обо всем этом не очень много знаю - большие фестивали и всю эту кухню...Я люблю фестивали небольшие, камерные. Там атмосфера теплая, почти семейная. Я на достаточно долгое время вообще выпала из бардовского движения, из фестивалей. Знаю, мои друзья ездят и туда, и сюда... Но, наверно, опять-таки, уже возраст не тот, чтобы ездить на все фестивали подряд. Если решаешься на такой серьезный шаг - тем более что семья требует очень много внимания, времени, - нужно уже ехать с какой-то конкретной целью.

ГШ: Вернемся к твоему сотрудничеству с Ольгой Акулич. Каковы перспективы? Будете ли продолжать?
Наталья: Я думаю, в любом случае какой-то творческий процесс будет идти. Если говорить о том, каким будет следующий альбом, будет ли он записан в таком же составе, - этого я не могу сказать. Гарантии такой нет. Потому что, быть может, что-то добавится... Вообще, возможны разные варианты. Быть может, мы Олины песни будем играть. И это не исключено. Хотя у Оли более сильные, как правило, партнеры-гитаристы. Но кто знает? Может быть, где-то на концертах. Это будет концертный вариант таких выступлений...

ГШ: А Юра Нестеренко к вам как присоединился?
Наталья: Сначала с ним Ольга записала несколько песен, насколько я знаю. Они совместно выступали на нескольких концертах. А потом, когда мы уже были на фестивале "OPPA", там возникла необходимость спеть песню, которую мы с Ольгой не разучивали вместе. А так как Юра профессионал и очень талантливый гитарист, он буквально на лету подобрал к песне партию второй гитары. И мы, сыграв всего три-четыре раза дома эту песню, вышли и, по-моему, очень неплохо выступили.

ГШ: Это какая песня?
Наталья: "Передышка". Ее нет в альбоме, она достаточно свежая.

ГШ: Мне бы хотелось остановиться на фолковой составляющей твоего творчества. У тебя есть песни "Ягадкі" ("Ягодки") и "Матушка". Ты как будто чувствуешь белорусский и русский фольклор...
Наталья: Ну, кто же знает, откуда это берется у человека? Какие-то детские впечатления, воспоминания. Просто мне нравится народная музыка. Где-то что-то перенимается, даже неосознанно... И, честно говоря, когда я играла и писала, совсем не думала, что пишу что-то фолковое. Просто так получилось.

ГШ: Что для тебя является источником вдохновения при написании стихов и песен? Какая-то музыка, какие-то авторы?
Наталья: Нет. Я же говорю, я не очень хорошо разбираюсь в музыке, в авторах всевозможных, и не очень много слушаю другой музыки. Может быть, просто времени нет. И, наверно, меня перегружало бы, если бы я что-то такое постоянно слушала... (подумав) Мне нравится музыка из фильмов, особенно из старых.
А вообще, вдохновение для меня - мои собственные впечатления, чувства. Бывает, песня, которая долго зреет, и мысль, которая где-то там бьется, бьется, обрастает дополнениями - и, наконец, ты ее фиксируешь. А бывает песня-впечатление. Что-то такое произошло - и написалась очень быстро. У меня два таких основных варианта. Песня, которая копится, может в любой форме выскочить. Вот та же "Матушка" - это тоже жизненный опыт определенный, но он совершенно переработан, и понятно, что история, о которой там идет речь, не излагается впрямую, ее невозможно перенести на мою жизнь. Это аллегория.

ГШ: Все-таки не поверю, что ты вообще ничего не слушаешь. Этого не может быть. Все-таки что-то ведь достигает твоих ушей. Что из услышанного в последнее время тебя наиболее впечатлило?
Наталья: Я люблю песни Оли Акулич, Юры Нестеренко. Вообще. слушаю музыку тех, с кем больше всего общаюсь. Творчество ребят из клуба авторской песни "Эскиз" - предмет моего постоянного внимания: это Александр Апанович, Мила Скорнякова, Людмила Мицевич, Матвей Монтволинский, Александр Идельчик, Сергей Шпилевский (ныне, к сожалению, уже покойный). Не могу сказать, чтобы что-то из популярной бардовской музыки меня как-то особенно в последнее время впечатлило. Есть много прекрасных, очень интересных авторов. Например, Елена Касьян - автор из Львова. У меня есть ее записи, мне очень нравится.

ГШ: Поет на украинском?
Наталья: Нет, на русском. Кто еще? Да мне много кто нравится. Например, Саша Баль из Могилева, люблю его творчество... Но у меня память на имена плохая!

ГШ: Чего следует ожидать от тебя в ближайшем будущем?
Наталья: Хотелось бы записать еще один альбом. Потому что в первый вошли только двенадцать песен. Я считаю, есть еще достойные, которые нужно записать. А насколько это будет получаться, зависит от очень многих обстоятельств, в том числе от финансовой составляющей, что немаловажно. И от продюсера моего, Оли Акулич, тоже многое зависит, насколько это будет ей интересно. Будут появляться новые песни. Они будут играться. Мы будем пытаться как-то интересно их подать.

ГШ: Твои пожелания читателям?
Наталья (задумалась): Я бы хотела пожелать, чтобы было больше такой музыки, которая придает сил, которая вдохновляет на добрые дела, которая просто эстетическое удовольствие приносит. И главное, чтобы это было доступно. А еще, конечно, - больше концертов!

Фото: Ольга АКУЛИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 января 2016, 00:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНаталья Никитина - "Картина"Геннадий Шостак20.11.2015
СтатьиИ цвет, и музыка, и слово... (презентация альбома Натальи Никитиной, Минск, 26.11.2015)Геннадий Шостак05.12.2015

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.009