Тройная весенняя фолк-метал-презентация ("Фестиваль Весеннего Равноденствия" в Минске)


В этом году день весеннего равноденствия (22 марта) пришелся на среду. Но Алесь и Алеся Таболич - организаторы мероприятия, речь о котором пойдет ниже, - решили поторопить события и назначить фестиваль на 19 марта. Благо, и поводов было целых два.

Во-первых, это, собственно, праздник весеннего равноденствия, который традиционно отмечается фолк-металлическими группами. Во-вторых, три из них подготовили свежие альбомы: АДАРВІРОГ (в приблизительном переводе - СОРВИГОЛОВА) - "Kraj Padańniaŭ" ("Край Преданий"), FOLCORE - "Haeresis", ZNICH - "Čorny Simvał" ("Черный Символ"). При этом следует оговориться: FOLCORE и ZNICH успели выпустить и напечатать тиражи альбомов на дисках. А вот АДАРВІРОГ повезло гораздо меньше. Их альбом существует пока номинально, хотя некоторые композиции уже можно услышать на странице группы ВКонтакте. Но к фестивалю все подготовились на славу.

На входе в минский клуб "Re:Public" нас приветствовала обаятельная белорусскоговорящая Алеся. А во время и после концерта в фойе клуба продавались диски ZNICH и FOLCORE. Как некогда спела Умка, "...и это часть программы". Не вписывались в программу разве что охранники - суровые, холодно-вежливые и подчеркнуто русскоязычные. Всяк сюда входящий проверялся ими на наличие колющих-режущих предметов, алкогольных напитков, даже минеральной воды. Но, слава богу, контактировать с ними пришлось недолго.

По традиции вечер открывал коллектив народной песни ГОРЫНЬ, с которым организаторов мероприятия связывает многолетняя дружба. Тон фестивалю задала обрядовая весновая песня "Ahoŭ, Viasna!" ("Ау, Весна!"), спетая акапелльно.

АДАРВІРОГ произвели сильное впечатление прежде всего нестандартным подходом к фолк-металу. В инструментарий коллектива, наряду с гитарой, бас-гитарой и барабанами, входят скрипка, баян, белорусская дуда и колесная лира, а также мандолина и народный ирландский инструмент бузуки. Отличительная черта почти всех композиций - продолжительные полифонические соло скрипки и бузуки в проигрышах. Предваряя выступление, вокалист Всеволод Гапоненко обратился к публике: "Прывітанне, сябры! Давайце танчыць!" ("Привет, друзья! Давайте танцевать!"). В продолжение его слов грянул зажигательный танцевальный инструментал под названием "Viasnavaja" ("Весенняя").

Песня "Adarviroh", судя по реакции публики, станет визитной карточкой группы. И снова Всеволод предложил потанцевать, на сей раз под песню "Chareja" ("Харея"). Но было бы заблуждением творчество АДАРВІРОГ сводить лишь к веселым танцам: участники коллектива проявляют интерес к белорусской поэзии, к истории своей страны. Яркое тому свидетельство - монументальное полотно на стихи Владимира Короткевича "Bałada Pra Paŭstanca Vaŭkałaku" ("Баллада О Повстанце Волколаке"). Зрители бурно отреагировали на композицию. А Всеволод пообещал, что группа и впредь будет обращаться к стихам великого белорусского поэта, писателя и публициста.

Следующая песня, "Zabi Vyratavalnika" ("Убей Спасителя"), также имела косвенное отношение к Владимиру Короткевичу, но не к поэзии, а к его прозе. Историческая тема получила развитие в композициях "Pieśnia Biełaruskich Żaŭnieraŭ" ("Песня Белорусских Воинов"), "Skrož Piekła" ("Сквозь Ад") и "Lisoŭčyki". Название последней нуждается в пояснении: "лисовчиками" называли нерегулярные подразделения легкой кавалерии Речи Посполитой в 1608-1630 годах. А само название происходит от фамилии талантливого военачальника, белорусского шляхтича из Вильно Александра Язепа Лисовского.

"Ро-гі! Ро-гі!" - неистово скандировали зрители. "Будут вам и роги, будет и оторви...", - пошутил Всеволод. И вдруг предложил погрузиться в мир сказки: следующая композиция носила название "Pieravaracień" ("Оборотень").

Выступление подходило к концу. И Всеволод объявил песню "Adarviroh. Častka 2" ("Оторви Рог. Часть 2"). И пересказал сюжет дилогии: если в первой части Дьяволу рог отрывают, то во второй возвращают на место. Что же, ребята, как мне кажется, песню было бы логично переименовать. Например, в "Возврати Рог".

Публика вызывала АДАРВІРОГ на бис. На самую закусочку прозвучал старинный скандинавский суперхит "Herr Mannelig" - естественно, в переводе на белорусский ("Pan Manelig"). Мне приходилось слышать эту песню в нескольких исполнениях. У АДАРВІРОГ - одно из лучших. Напоследок Всеволод Гапоненко пообещал зрителям, что новый альбом очень скоро можно будет услышать.

В роли ведущего фестиваля выступал вокалист TROLLWALD Андрей "Апан" Апанович. Пока FOLCORE готовились к выступлению, Андрей показал со сцены обложку их альбома "Haeresis". Затем спросил у гитариста и вокалиста Павла Котова, почему так долго - целых три года - шла работа над альбомом. Тот отшутился, сославшись на муки творчества и собственное разгильдяйство. Но рассказывать об альбоме отказался: ведь каждый имеет право на собственное восприятие. Поэтому музыканты FOLCORE никогда не комментируют своих песен.

В самом начале выступления нас ожидал сюрприз: к FOLCORE присоединился коллектив ГОРЫНЬ, и они предложили публике совместную интерпретацию белорусской народной песни "Я Скакала, Плясала", от которой мне тоже захотелось, позабыв о возрасте, пуститься в пляс. Мрачную балладу "Роспач" ("Отчаяние") сменила легкая, прозрачная песня на стихи Якуба Коласа "Хмаркі" ("Тучки" или "Облачка"), которую блестяще спела Эльвира Стельмашук (также OMUT). А Павел Котов предложил станцевать "Карагод Марозных Вятроў" ("Хоровод Морозных Ветров"). Танцы продолжились под забавный кавер на хит Леди Гаги "Poker Face" (отдельное спасибо за этнические духовые во вступлении и волыночный проигрыш!).

Инструментальная композиция "Нам Свеціць Сонца" ("Нам Светит Солнце") пришлась в тему: ведь мы праздновали весеннее равноденствие. Павел Котов пригласил на сцену Надежду Ирдорат (представлять которую читателю нет необходимости). Композиция "Манкурт" получилась ничуть не хуже, чем в студийном варианте, где в записи участвовал сам Lesley Knife. К слову, видео этого исполнения выложено на YouTube. Так что каждый может все увидеть и оценить сам.

Группа ZNICH существует 21 год. Раньше, еще в конце 90-х - начале 2000-х я эпизодически слушал ее записи, которые случайно попадали в мои руки, читал рецензии и интервью в "металлических" фэнзинах. Но пристально слежу только с осени 2014 года. В начале 2015-го в ZNICH пришла Марина Макаревич (экс-SONTSEVOROT), которая не только блестяще играет на клавишных, но и безупречно владеет навыками академического и народного пения. Выступление ZNICH продолжалось более полутора часов, но никто не чувствовал себя усталым. Наоборот, всех объединяло чувство восторга.

Поначалу мне показалось, что ZNICH переигрывают прошлогодний мини-альбом "Słova Ziamli" ("Слово Земли"). Но, как вскоре выяснилось, упомянутый EP почти полностью входит в альбом "Čorny Simvał". ZNICH исполнили на одном дыхании "Słova Ziamli", "Adviečny Kraj" ("Извечный Край"), "Asviaci" ("Освяти"), "Dunaju" (обращение к Дунаю в звательном падеже), две песни на стихи Максима Богдановича - "Zorka" ("Звезда") и "Pajasy" ("Пояса"). А эпиграфом к песне "Adzinoty Sny" ("Одиночества Сны") стали первые строки богдановичевского стихотворения "Rušymsia, braćcia, hutčej!" ("Движемся, братья, быстрей!")... Когда речь зашла о белорусском поэте-романтике, Алесь Таболич попросил зрителей вспомнить школьную программу: ведь стихотворение "Зорка Венера" ("Звезда Венера"), равно как и популярная песня на музыку неизвестного автора, уже давно стали хрестоматийными. А, предваряя заглавный номер, продемонстрировал обложку только что вышедшего альбома и призвал зрителей его покупать. И предупредил, что тираж альбома в количестве 100 экземпляров готовился специально для фестиваля и ни повторяться, ни допечатываться больше не будет.

Зрители танцевали и слэмились перед сценой, и наиболее активным Алесь дарил майки с логотипом фестиваля "Купальскае Кола". Но когда активность публики превосходила все возможные и невозможные пределы, предостерегал: "Только без травматизма!" Но без травматизма как раз обошлось.

Отыграв материал альбома, ZNICH вспомнили свои давние боевики: "Jaryła" ("Ярила"), "Mroja" ("Мечта"), "Kryży-Abiaregi" ("Кресты-Обереги")... 25 марта в Беларуси отмечается День Воли. По этому случаю Алесь поздравил всех находящихся в зале соотечественников с национальным праздником и предложил всем вместе спеть песню "Biełaruś" ("Беларусь").

Закончить ZNICH планировали супер-боевиком "Jazyčnik Ja" ("Язычник Я"), с которого начиналась биография группы. "Я-шчэ! Я-шчэ!" ("Е-ще! Е-ще!") - неистовствовала публика. И Алесь согласился на еще одну песню - "Čorny Znič": "У нас уже был черный символ. Пусть будет и черный знич". А на прощание пригласил всех на фестиваль "Купальскае Кола-2017", который состоится в конце июня.

Уже в гримерке, где мы общались на разные темы, Алесь сообщил мне, что на фестивале будут гости с братской Украины - группа ТІНЬ СОНЦЯ. Ну разве можно проигнорировать такое событие?..

В заключение хочу выразить благодарность Алесю и Алесе: организовать классный фест - это тоже искусство.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 24 марта 2017, 21:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 5 / 0.036