Приходим сами на себя (XXVIII фестиваль актуальной белорусской музыки "БАСовішча" в Грудеке)


14-15 июля 2017 года в польском Грудеке, в урочище "Baryk", проходил XXVIII фестиваль актуальной белорусской музыки "БАСовішча". С одной стороны, может показаться несколько странным, что материал пишется через месяц после события. Но, с другой, "БАСовішча" (как и любой другой крупный фестиваль) дает повод для размышлений и анализа.

Краткой истории и концепции фестиваля мне уже приходилось касаться, описывая XXVII "БАСовішча". А прежде чем перейти к рассказу о выступлениях, хочу привести пространный фрагмент интервью лидера группы ПАЛАЦ Олега Хоменко радио "Рацыя" от 14 июля 2017 года. Цитата дается в переводе с белорусского и в моей редакции: "...Фестиваль вообще не объявляет свой лайн-ап, а на него бешено продают билеты, потому что все знают, что вкус и стратегия, которую ведет фест, всегда остается безупречной, она всегда будет интересной, и что нет нужды в обсуждениях, приглашать вот таких или не приглашать вот таких... И сейчас уже люди едут на "БАСовішча" прежде всего как на "БАСовішча", а не на какую-то группу. Это некая такая... атмосфера. И те же традиции, когда на этой знаменитой местности, в этом чудесном, красивом месте снова встретиться и почувствовать себя будто посреди леса, когда вокруг тебя не просто знакомые, а знаковые лица. И, конечно, публика очень часто приходит в концертный зал или прежде всего на стадион, - она приходит сама на себя. Потому что музыку этих групп мы можем скачать, посмотреть. Мы уже это слушали, да еще, может быть, в лучшем качестве, чем это может происходить на "БАСовішче". А вот увидеть, кому все это нравится настолько же, насколько тебе, и вот здесь развиртуалиться - это главная задача всех фестивалей".

Как мне кажется, с этой задачей "БАСовішча" справлялось всегда. Однако в этом году погода гостей фестиваля, мягко говоря, не баловала. Быть может, по этой причине людей было гораздо меньше, чем в прошлом году. Но программа показалась мне более интересной, жанрово и стилистически разнообразной.

Как и в предыдущие годы, белостокское белорусскоязычное радио "Рацыя" вело прямую аудио- и видеотрансляцию с фестиваля. А запись обоих фестивальных дней сегодня можно отыскать на YouTube.


День первый. 14 июля

Завсегдатаи "БАСовішча" знают, что фестиваль традиционно начинается с конкурса. Каждая группа-конкурсант исполняет по четыре песни. В этом году в жюри входили лидер группы ILO & FRIENDS Илона Карпюк, директор "Еврорадио" Виталий Зыблюк, журналист "Еврорадио" Ольга Малюшицкая, сотрудник портала Tuzin.fm и телеканала "BelSaT" Кристина Доропей, журналист радио "Белосток" Анджей Байгус. Журналист "Еврорадио" Маша Колесникова (она же - Маша Яр) также была заявлена как член жюри, но на фестивале не присутствовала.

Конкурсную часть открывало трио SNOPSNOŬ. Очень интересная музыка, балансирующая на грани электроники, синтипопа, гитарной волны, инди-, а кое-где пост-рока. Сергей Иванов, Роман Еленевич и Роман Жеребцов на одном дыхании, почти non stop, отыграли композиции "Špijony" ("Шпионы" и "Zbiahaju" ("Убегаю") из EP "Špijony" и "Tancplac" ("Танцпол" или "Танцплощадка") и "Litaść" ("Милость", "Милосердие" или "Пощада") из альбома "Tancplac". Вне упомянутых релизов композиции выглядят вырванными из контекста. Да и в студийном воплощении трио мне нравится больше.

Минско-ошмянская группа LEIBONIK играет бард-фолк-кор с белорусскими корнями. Великолепный дуэт Сергея Башлыкевича и Анны Рубчени! Музыка, от которой в избытке выделяются эндорфины. Весело, драйвово, зажигательно. "Ксеноморф" - песня о чужой жизни. Название "Цыцы" не нуждается в пояснении. "Зялёная Вішня" - вариант известной белорусской народной песни "Чырвоная Вішня" ("Красная Вишня"). "Смачна i Хутка" ("Вкусно и Быстро") - песня о минских фастфудах. Так вкусно, что самому захотелось! На мой взгляд, LEIBONIK были лучшими в конкурсной части. Пора вам, ребята, и об альбоме подумать.

Минский кабаре-бэнд BARROKKA выделялся среди конкурсантов своим "академичным" внешним видом. От музыкальной составляющей тоже отдает консерваторией. Вокалистка группы Елизавета Левчик приблизительно и условно определяет стиль музыки как "барокко-поп" и "барокко-рок". А если выразиться более пространно - балансирование на стыке барокко и танго. BARROKKA пришлось выступать без аккордеониста. Но музыканты не ударили лицом в грязь, отыграв программу из песен "Мінскае Танга" ("Минское Танго"), "Кася", "Анёл" ("Ангел") и "Жорсткі Раманс" ("Жестокий Романс"). В последней песне Елизавета либо забыла слова, либо отказал микрофон. Но, похоже, никто этого не заметил. Выступление понравилось организаторам настолько, что они позволили группе сыграть еще одну песню - "Зімовая" ("Зимняя"), которая, конечно, контрастировала с текущим временем года.

В музыке группы TELEPORT органично сочетаются инди, арт- и психоделический рок. Песня "Leta" ("Лето") из альбома 2013 года "Maŭkliva" ("Молчаливо") прозвучала неожиданно свежо. "Nioman" ("Неман") гитарист и вокалист Евгений Терентьев посвятил главной реке Беларуси. Автор предался философствованию в композиции "Padvojnaść" ("Двойственность"). А завершалось выступление оптимистической песней "Moj Ładny Sviet" ("Мой Прекрасный Мир").

О результатах конкурса мы узнали лишь на следующий день. Теперь же нас ожидала насыщенная фестивальная программа.

Как можно назвать часовое выступление группы НАГУАЛЬ? Веселым безумием? Апофеозом раздолбайства? Да как угодно! Потому что было весело, безумно, по-раздолбайски. Напомню: критики определяют стилистику коллектива как "шаманский рок-н-ролл", "шампанский рок-н-ролл", "эзотерический шансон", "болотный панк", "этно-панк" и т. п. Леонид Павлёнок с сотоварищами получали явное удовольствие от того, что делали на сцене, и заражали им зрителей. Для начала лидер НАГУАЛЯ провел нас по абрикосовым коридорам из одноименной композиции. Затем мы вместе с ним искали ответ на вопрос, почему стареют люди. Именно так называется спектакль Минского кукольного театра, из которого была сыграна пьеса "Индич". К радости публики, прозвучало несколько песен на белорусском: "Маладзік Удалы" ("Луна Удалая") или "Месяц Удалой"), "Баляда Марской Вады" ("Баллада Морской Воды") на стихи Федерико Гарсиа Лорки в переводе Алехандро Дементьева (с легким приветом Максиму Леонидову в финале), зажигательная песенка в стиле панк "Норы"... А под "Вясенку" ("Вёснушку") зрители водили хороводы, взявшись за руки. И какой концерт НАГУАЛЯ может обойтись без композиций "Утешение Снегом", "Hakel Jakel", "Джябо Кя" и дважды кавера на одесскую песню "Лимончики"?!

НАГУАЛЬ не отпускали со сцены, публика просила продолжения. Но необходимо было уступать место и время следующим участникам.

Стилистику гродненской группы .K я весьма условно и приблизительно определяю как альтернативный арт-рок с элементами психоделии. Музыка - очень на любителя и совершенно не предназначена для танцев. К тому же, Евгений Кучмейно сотоварищи специально строят свои выступления как один большой трек - без перерывов. Таким образом, "Семена", "Робiн Гуд", "Выход и Начало", "Фары", "Кінамеханік", "Ной", "Бэдментон", "Гражданин С", "Анёлам Гімн" ("Ангелам Гимн"), "OK" и "Хроник" превратились в одну грандиозную песню. Но я люблю .K как в студийном, так и в концертном варианте. Поэтому удовольствие я получил.

Белостокцы ILO & FRIENDS были, как всегда, на высоте. Арт-рок (иногда с легким креном в джаз-рок) пришелся всем по вкусу. Хотя под эту музыку также особо не потанцуешь.

Илона Карпюк пишет композиции на польском, белорусском и английском языках. Выступление открывалось двумя премьерами - белорусскоязычной песни "Dom" и англоязычной "Thief". Затем были исполнены знакомые композиции, но в несколько измененных аранжировках: "Сланечнікі" ("Подсолнухи") на стихи Анатолия Сыса из одноименного альбома 2010 года, несколько вещей из прошлогоднего альбома "Кола" ("Круг" или "Колесо"): "Свечкі" на стихи Анатолия Сыса, "На Гэтай Зямлі" ("На Этой Земле") на стихи Алеся Рязанова, "Паслухай" ("Послушай") и "Блякла-Сіняе Неба" ("Блекло-Синее Небо") на стихи Владимира Короткевича, а также композиция "Zeglars" ("Моряк") на стихи самой Илоны. Однозначно - самое лучшее выступление первого дня.

Сербскую группу NEOZBILJNI PESSIMISTI в Польше давно знают и любят, приглашают по несколько раз в год. И есть за что. Музыка не соответствует названию - никакого пессимизма в ней нет и в помине. Очень весело, драйвово, зажигательно и танцевально. Фолк-панк по-балкански с элементами ска. Общаясь с публикой, вокалист говорил то по-сербски, то по-английски, что-то пытался сказать даже по-польски... Например, представляя очередной номер, он произносил: "Любовна песня. Love song". Языковой барьер легко преодолевался. Зрители реагировали возгласами одобрения, подпевали на гласных звуках и танцевали...

Выступление группы RE1IKT - всегда событие с большой буквы, всегда праздник. Приведу несколько громоздкую цитату, в которой лидер и барабанщик коллектива Алесь Демиденко определяет его стилистику: "Современный белорусский рок/хард-рок с белорусскими народными песнями, с современными звучаниями, со сложными музыкальными размерами и композициями". Больше добавить нечего!

Игрался "классический" репертуар, который публика всегда рада слышать: "Рэкі Пад Ільдом" ("Реки Подо Льдом") из альбома 2011 года "Рэкі Прабілі Лёд", "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета..."), "Люцэрна" и "Дождж Ідзець" ("Дождь Идет") из альбома "Лекавыя Травы" ("Лекарственные Травы"), несколько вещей из альбома "Kufar" ("Сундук") - "Дробненькі Дожджык" ("Мелкий Дождик"), "Разам" ("Вместе") и "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!"). Для исполнения последней Алесь пригласил на сцену вокалиста белостокской группы ZERO85 Юрия "Сеньку" Осенника.

Песню Игоря Лученка на стихи Алеся Ставера "Жураўлі На Палессе Ляцяць" ("Журавли На Полесье Летят") по традиции пел зрительский хор. Затем Алесь предложил почтить память вокалиста SOUNDGARDEN Криса Корнелла. По этому случаю был сыгран кавер на композицию "Blackhole Sun". По обыкновению, выступление завершалось исполнением купальской песни "Ой, Рана На Івана".

Во время выступления панков из Бреста ДАЙ ДАРОГУ! у сцены собралось максимальное за вечер количество народа - и белорусско-, и русско-, и польскоговорящего. Аншлаг, аншлаг! И Юрий Стыльский, Александр Закржевский и Илья Терещук дали жару! А еще ДАЙ ДАРОГУ! создают нетленки, над которыми не властно никакое время. И сегодня свежо и актуально звучат "Бытовуха" из альбома 1998 года "ЗАрубиЛО!", "Клептомания", "Доля", "Supersession" и "33 Медали" из альбома 2002 года "На Морозе!!", "Армия" и "Прыгай В Коляску" из альбома "20 см"... И наряду с ними - относительно новые "ДСПГ" ("Доля, Сука, Падла, Говно") из одноименного альбома 2009 года, "10 млн", "Остается Только Кал" и "Отравлены Мозги" из альбома 2012 года "Сквозь Говно", и дилогия из песен "По Синему" и "В Синих Сандалях", и свежий сингл "Увольте"...

Организаторы вежливо просили ДАЙ ДАРОГУ! прекращать выступление. Но Юра, Саша и Илья держались, сколько могли, идя навстречу пожеланиям своих многочисленных поклонников.

THE SUPERBULLZ (экс-THE SUPERBOYS) - группа минчанина Алеся-Францишка Мышкевича, известного по группам БЕЗ БИЛЕТА, J:МОРС, KRAMBAMBULA, TRUBETSKOY и CHIEFS BAND. В перечисленных коллективах он в основном играл на бас-гитаре. Здесь же в полной мере проявляет себя как автор песен и вокалист. По музыке - как гласит название одной из песен, "Хардкор Заходняга Палесся" ("Хардкор Западного Полесья"). Честно говоря, когда слушал THE SUPERBULLZ, мне хотелось кататься по земле от смеха. Герои песен "Зубры" и "Не Забываю", "Усім Баяцца Трэба" ("Всем Бояться Надо") и "Get to the Oldschool", "Bulba in the Floor" и "Маці" ("Мать") и особенно сатирической зарисовки "Чарачка-Шкварачка" - люди, живущие в Беларуси, обладающие своими достоинствами и недостатками. Быть может, поэтому группа и была встречена на ура.

Алесь-Францишек Мышкевич выкрикивал со сцены "Жыве Беларусь!" и "Слава Україні!" Публика отвечала ему соответственно "Жыве!" и "Героям слава!" Выступление заканчивал хит "Моніка Белуччі", ставший визитной карточкой группы.

Самых стойких ожидала дискотека. Остальные поспешили в палаточный лагерь - кто спать, кто продолжить приятное общение.


День второй. 15 июля

В начале второго фестивального дня был объявлен победитель конкурса. Им стала группа TELEPORT. Ей и предстояло открывать вечер. На сей раз команда Евгения Терентьева не стала ограничиваться лишь белорусскоязычным репертуаром. Композиции на белорусском ("Łuna" ("Эхо"), "Nioman" и "Moj Ładny Sviet") чередовались с англоязычными ("Bad Dream" и "Hold On"). И я вдруг поймал себя на мысли, что мне в равной степени хочется слушать TELEPORT на белорусском и не хочется на английском...

MANIETNY DVOR (МОНЕТНЫЙ ДВОР) - молодой белорусско-польский гродненско-гайновский проект, сочетающий в своем творчестве музыку, поэзию (шире - литературу) и театр. Представьте себе: прозаическое произведение переводится на язык поэзии. Дмитрий Гайдель с сотоварищами представили музыкально-литературную композицию по мотивам произведений Яна Борщевского - польского прозаика, который писал о Беларуси и белорусах. Песни, выдержанные в стиле фолк, чередовались с короткими стихами. Причем, каждая песня представляла собой мини-спектакль с участием кукол. Эта программа была положена в основу дебютного альбома проекта "Šlachcič Zavalnia", ознакомиться с которым мне пока, увы, не удалось... К сожалению, не располагаю никакой другой информацией о группе. Но при первой же возможности обязательно продолжу с ней знакомство.

Ансамбль средневековой музыки STARY OLSA выступил на "БАСовішче" впервые. Но публику завел с полуоборота. Достигнуть рок-н-ролльного драйва на полуакустических инструментах - это надо уметь!

Змитер Сосновский с сотоварищами представили новую концертную программу под названием "Vada, chmiel i solad" ("Вода, хмель и солод") и проанонсировали одноименный альбом, который будет состоять из застольных песен. В начале выступления Змитер вспомнил, что 15 июля - день Грюнвальдской битвы, и поздравил с ним зрителей. Песня "Літвін" также была посвящена Грюнвальдской битве. А в целом по содержанию программа была разноплановой: "У Карчме" ("В Корчме") и "Вада, Хмель і Солад", "Ave Maria" и "Пахвала Вітаўту", "Песня Пра Зубра" и "Кола Рыцэрска", бретонский танец "Marazula", превратившийся в песню, и кавер на "Iron Man" BLACK SABBATH... Между ними органично вписались два соло - на барабанах и деревянных тапках. Сергей Тапчевский целиком и полностью оправдал свою фамилию. Публика вызывала группу на бис. Что же, подождем альбома.

VŬRAJ также выступал с новой концертной программой. Я бы даже сказал, что это были VŬRAJ и Спеўны сход (Певческое собрание) в одном флаконе. Программа состоит из песен белорусского Полесья и называется "Літо" ("Лето"). Для начала Сяржук Долгушев спел со зрительским хором супер-хит "Вэлытай, Пэрэпылко!" "Даліна" и "Поле Чыстае" входили в дебютный альбом "Rajok". А вот "Ой, Ляціце, Гусі!" ("Ой, Летите, Гуси!"), "Ой Гаю Мій, Гаю" ("Ой Лес, Мой Лес"), "Арол" ("Орел") и "Ластаўка" ("Ласточка"), по всей вероятности, будут включены во второй полноформатник коллектива.

Мне запомнилась и понравилась почти арт-роковая инструментальная композиция с соло на колесной лире. А заканчивал выступление опять Спеўны сход: зрители вместе с Сяржуком разучили еще одну полесскую песню - "Шось у Лесе Гукае" ("Что-то в Лесу Зовет"). Это было поистине волшебно! Во время выступления VŬRAJ можно было увидеть у сцены ребят панковатого вида, которые слэмились на всю катушку.

Участники польского проекта Lona i Webber & THE PIMP определяют свой стиль как "интеллигентский рэп". Честно говоря, стиль этот мне не очень нравится. Но я все-таки дослушал выступление до конца. И уловил кучу разных влияний - от джаза до рока. Проект выступал под бело-красно-белым стягом. Вокалист извинился, что не говорит по-белорусски. Но все же одну фразу на белорусском он произнес - чисто и без акцента: "Жыве Беларусь!"

NAVIBAND (экс-NAVI) приехали на "БАСовішча" с фестиваля "Славянский Базар". Некоторые журналисты и зрители недоумевали: как группа может выступать на противоположных по своей идейной направленности мероприятиях? У меня есть свой ответ: NAVIBAND - выше всяких идей. У музыкантов есть свобода выбора - и они ею пользуются. Везде есть люди, которые любят группу. А это самое главное.

NAVIBAND построили свою программу на хитах разных лет. Ну кто сегодня не помнит "классические" альбомы NAVI "Лови" и "Сонцам Сагрэтыя"! "Шчасце" ("Счастье"), "Пілігрым", "Абдымі Мяне" ("Обними Меня"), "Выберу Сам", "Бяжы" ("Беги"), "Выдумай" уже стали золотыми шлягерами (безо всяких кавычек). Равно как и песни из свежего альбома "Ілюмінацыя" - "Гісторыя Майго Жыцця" ("История Моей Жизни"), "Гэта Зямля" ("Эта Земля") "Плакалі Ветры" на стихи Павлюка Труса и обработка белорусской народной песни "Рэчанька" ("Реченька"). Выступление NAVIBAND стало аншлаговым во второй вечер.

Киевское трио ВАГОНОВОЖАТЫЕ можно с полным правом назвать супер-группой: мастер мелодекламации и речитатива Антон Слепаков длительное время возглавлял днепропетровскую группу И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК и проект НЕГРУЗОВИКИ, Валентин Панюта играл в харьковской группе LЮК, а Станислав Иващенко - в донецкой группе DOK. Холодная, мрачноватая электроника с речитативами многим пришлась по вкусу. Программу трио составили композиции из позапрошлогоднего альбома "Вассервага" и прошлогоднего EP "Стартап Молодость": "Обабеліе" и "Огонь", "Стартап Молодость" и "Упасть с Тандема", "Шлемофон" и "Врезалось в Память", "Диспетчера" и "Жить", "Восстание Ватников" и "Хундертвассер Хунта".

"БАСовішча" стремительно и неумолимо близилась к своему концу. Настало время хедлайнеров - могилевского трио AKUTE. Кстати, это тоже супер-группа: поющие гитарист Станислав Мытник и басист Роман Жигарев в свое время играли в культовой группе ГЛЮКІ, а барабанщица Виктория Фэйтз пришла из группы AVIAS. Напомню: сами участники трио окрестили свой стиль "диско-декадансом". Если разложить музыку на составляющие, можно обнаружить и инди-поп, и гитарную волну, и некоторые влияние бритпопа.

AKUTE отыграли хиты из четырех своих альбомов без привязки к каким-либо концепциям: "Усе Павернецца" ("Все Вернется"), "На Іголкі", "Наскрозь" ("Насквозь"), "Кожны Новы Дзень" ("Каждый Новый День"), "Бегчы" ("Бежать"), "Павольна" ("Медленно"), "Вечная Вясна", "CTRL", "Свяці" ("Свети"), "Адшукай" ("Отыщи"), "Ціха, Як Мая Смерць" ("Тихо, Как Моя Смерть")... А по традиции заканчивали посвящением Украине "Калі б я Застаўся з Табой" ("Если б я Остался с Тобой").

Сказать по правде, последнее выступление воспринималось с большим трудом: очень много музыки. Но есть о чем задуматься и о чем порассуждать.

XXVIII "БАСовішча" позиционировала себя как фестиваль актуальной белорусской музыки. Понятие "актуальная музыка" весьма подвижно и может изменяться в зависимости от времени и места. "БАСовішча" как раз и продемонстрировала широкую палитру белорусской актуальной музыки. Это понятие может объединять такие разные коллективы как RE1IKT и AKUTE, НАГУАЛЬ и MANIETNY DVOR, VURAJ и .K, ДАЙ ДАРОГУ! и ILO & FRIENDS... Лично я знаю многих людей, которым нравятся все перечисленные коллективы. Кто-то более избирателен. Но, еще раз повторюсь, сегодня мы с полным правом можем говорить об актуальной белорусской музыке, охватывающей самые разные, далекие друг от друга стили и направления.

Остается злободневным и языковой вопрос. Кто-то недоумевал по поводу присутствия на "БАСовішче" ДАЙ ДАРОГУ! и ВАГОНОВОЖАТЫХ, которые поют преимущественно по-русски. В статье о прошлогоднем фестивале я озвучил свою позицию: в Беларуси должен быть хоть один национально ориентированный фестиваль. Но не могу не привести и другие точки зрения. Так, Илона Карпюк, давая интервью радио "Рацыя" во время фестиваля, сказала (привожу в собственном переводе): "Когда польский исполнитель поет по-английски, мы относимся к этому нормально. Почему белорусский исполнитель не может петь по-русски?"

Каждый по-своему прав. И я позволю себе подкорректировать свою позицию: действительно, в Беларуси необходим национально ориентированный фестиваль, выступать на котором будут только белорусскоязычные исполнители и группы. Но для этого необходимы соответствующие условия. На сегодняшний день в ряде областных (о районных вообще молчу) центрах Беларуси школы с белорусским языком обучения либо вообще отсутствуют, либо находятся у черта на куличках. Белорусский же язык преподается как факультативный. Всеобщей белоруссизации на сегодняшний момент не наблюдается. В таких условиях вряд ли имеет смысл требовать от музыкантов сочинять и петь по-белорусски. Другое дело, когда проявляется личная инициатива - например, когда русскоязычные авторы обращаются к белорусскому языку.

Однако не впаду в преувеличение, если скажу, что сегодня "БАСовішча" стала своего рода индикатором белорусской музыки. На фестивале можно увидеть все лучшее, что есть на белорусской сцене.

До встречи на XXIX "БАСовішче"!

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 19 августа 2017, 02:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003