"T.I.R.-club" (Псков): Мы не собьемся с дороги


В конце апреля исполнилось ровно полгода со дня официального открытия псковского "T.I.R-club"а. За это время клуб успел здорово всколыхнуть сонную и неторопливую музыкальную жизнь нашего провинциального города, а также смог стать известным далеко за пределами Пскова. В чём секрет успеха клуба, что представляет собой современная клубная культура, с чего всё начиналось, к чему привело и что ожидается в дальнейшем - на эти и многие другие вопросы отвечали арт-директор "T.I.R-club"а (он же лидер группы ЗАБАВЫ ПРОСТОЛЮДИНА) Роман Ефимов и его жена, администратор клуба Стелла Ефимова.

Алекс Драйвер: Недавно исполнилось полгода с момента официального открытия "T.I.R-club"а, и есть повод подвести промежуточные итоги. Хотелось бы начать с самого начала. А начало - это середина 90-х годов, когда вы - группа ЗАБАВЫ ПРОСТОЛЮДИНА - попали в Питер. Это был довольно интересный момент: бурная история Ленинградского Рок-клуба уже завершилась, а клубной системы практически не было. Расскажите, что тогда происходило в Питере?
Роман Ефимов: Да, как ты сказал, мы действительно попали в Питер в такое промежуточное время, когда Рок-клуб закрылся, и открылся такой клуб - "ТаMtAm". Открыл его Сева Гаккель. Это был первый клуб такого рода, которых сейчас... не то что куча, но есть несколько подобных и в Москве, и в Питере. "ТаMtAm" был подобен современным клубам, единственное - всё было поэкстремальнее тогда, потому что время было такое - много панка, много хардкора. Вот там мы и играли. Не помню уже - раз восемь, наверное.

АД: Я всё удивлялся - почему вы смогли попасть именно в "ТаMtAm": у клуба панковская ориентация была всё же, а у вас музыка другая совершенно...
Роман: У нас разная была музыка, и элементы панка тоже были. А в "ТаMtAm"e не было чисто панковской ориентации - там разные вещи происходили: и театральные постановки случались, и многое другое...

АД: То есть, это изначально не был чисто рок-клуб?
Роман: Не был, да. И Сева определил с самого начала: те группы, которые играют традиционный рок, там не играли вообще. У него в тот момент разрыв же был с АКВАРИУМОМ, и он как бы даже в противовес всему этому русскому року решил поддержать молодых. И он как раз чутко и схватил эту ситуацию, потому что молодые уже слушали агрессивную музыку и не гоняли Борис Борисыча или Андрея Макаревича. Как раз на этой волне Сева и поднял клуб. Оформление там было соответствующее... Ты не был там?

АД: Нет, не застал, к сожалению...
Роман: Было достаточно страшновато, немного странно - но это было уже похоже на нынешние клубы. Единственное, было пожестче всё - но атмосфера всегда была очень интересная. Потом "Гора" появилась, мы там тоже поиграли... Со Свином там играли, в одном концерте. Свин, Силя и ЗАБАВЫ ПРОСТОЛЮДИНА. Потом "Тэн" образовался, ну и пошло-поехало.

АД: А с "ТаMtAm"ом что дальше было?
Роман: Дальше, наверно, Сева просто как-то устал. Это мое личное мнение: он просто наелся этим, натянулся. Сколько там всяких неприятных ситуаций было, потому что люди все молодые, неординарные, бодрые. Хотя в клубе всё было достаточно жестко - милиция... Но всё равно, были проблемы разные.

АД: Кто играл в первых клубах - из новых, молодых тогда ещё групп?
Роман: Ты знаешь, все, кого ты сейчас наблюдаешь - культовые, но непопулярные. MARKSCHEIDER KUNST, TEQUILAJAZZZ... ХИМЕРА, естественно, вообще считалась культовой группой. Мы же как раз туда приехали, когда там уже всё кипело. Поэтому поначалу мы выглядели такими Петрушками, но потом нас полюбили там... Концерты разные были - на ХИМЕРУ человек по 200 приходило, мощные очень концерты устраивались. СКАЗЫ ЛЕСА, ВИНО, PЕР-SЕЕ, S.P.O.R.T...

Роман Ефимов АД: То есть изначально ставка была на нетрадиционную музыку?
Роман: Да как... НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, например - они начинали ведь просто как команда такой гитарной музыки. И они потом только стали модными, возродились как электронный проект НОЖИК ЧУПС. Но это уже потом было, а начиналось всё очень просто...

АД: А современная сеть клубов - "Молоко", "Fish Fabrique", "Факультет", "Старый Дом" - когда появилась?
Роман: Попозже. Но мы уже в то время поняли разницу между живым движением, между клубом с кучей разных музык, направлений и незацикленностью - и просто концертами в ДК.

АД: И когда у вас впервые идея о своем клубе появилась?
Стелла Ефимова: Ещё в 1992 году. Тогда мы выдвинули первую инициативу при содействии некоторых симпатичных нам людей. Была устроена первая и единственная акция "Карт-Бланш", которая попыталась консолидировать все имеющиеся силы. Их было очень много, на самом деле, и в какой-то момент независимо уже от нас акция какое-то свое собственное развитие получила. Что было очень приятно. И мы поняли, что "Бейрут" (тусовочное псковское кафе, аналог питерского "Сайгона" - А. Д.)- это всё замечательно, но нет нормальной площадки, где можно было бы постоянно собираться и что-то делать в плане творчества по всем направлениям. И в рамках нашей акции мы попытались не только музыку представить, но и поэтический сборник выпустили, и выставку провели, и Серёжа Кривов политический уголок - уголок анархистов - сделал. Было очень интересно, и нам показалось, что это очень нужно.
Мы тогда вышли с инициативой в Управление Культуры - а тогда как раз образовался псковский Комитет по делам молодёжи. К нам пришел его председатель, Игорь Ковригин, сказал: ну что же вы сделали всё без нас? Ну, извините, говорю. И нам предложили тогда кинотеатр "Молодёжный" посмотреть как вариант клуба. Мы тогда даже просчитали смету, составили бизнес-план, представили этот проект на рассмотрение. Понятно, что он был сырой и незрелый, но это всё-таки была инициатива. А через некоторое время мы узнаём, что там просто проводят какие-то концерты.
На мой взгляд, неважно, кто это делал, в конце концов. Не суть важно - твоя идея, не твоя - это всё висит в воздухе. Главное - как реализовать эту идею, и то, как она там была реализована... это по большей степени грустным казалось.

(клуб "Молодёжный" представлял собой неработающий кинотеатр на самой окраине города, в котором на протяжении чуть более двух лет под руководством Андрея Константинова проводились еженедельные рок-концерты псковских и - изредка - иногородних рок-групп. Из-за аварийного состояния помещения был закрыт в 1999 году - А. Д.)

АД: Чего там не хватало, на ваш взгляд? Только ли денег?
Стелла: Ну, мы не влезали в организацию этого дела, но, на мой взгляд, не хватало творческого запала тем людям, которые это организовывали. Ты знаешь, я считаю, нельзя подсовывать сырой, недоделанный, недоработанный продукт и при этом считать, что всё равно съедят, поскольку на безрыбье и рак - рыба. Раз ничего нет - то и это хорошо. А, на самом деле, вещь это серьёзная. И не столько даже денег требует - они, в конце концов, могут найтись - сколько отдачи. Это надо тянуть, работать надо!

АД: Но там, вроде, и так всё почти на голом энтузиазме делалось...
Стелла: Может быть, но этого недостаточно... Ну, вот такая ситуация. К нам в "T.I.R-club" пытается устроиться работать очень много молодых ребят и девчонок, и они считают при этом, что работать здесь просто зашибись, поскольку такое место. Они отдыхали-отдыхали и подумали, что работать тут тоже будет очень классно. Потом некоторые буквально в первые дни ломаются, потому что это очень тяжелая - психологически тяжелая - работа. Работа - делать вот такую атмосферу, такое место, чтобы здесь все были бы как свои. И так за любым делом стоит, а когда люди видят только прекрасные стороны и не понимают, что для этого нужно серьёзно готовиться, трудиться, делать много просто рутинной работы... Вот этого, мне кажется, в "Молодёжном" и не хватало.

АД: Чем отличается работа персонала "T.I.R-club"a от работы персонала обычных ночных клубов?
Стелла: А я не знаю толком, как там работают, так как мы не ходим по этим заведениям, но вот, скажем... У нас девочки - первая волна наших официанток, которые где-то работали раньше - были сначала ошеломлены, что я им не предлагаю стандартной формы одежды - черной юбки и белой кофты. Наоборот, говорю, одевайся как удобней. И, в то же время, требую чувствовать такую грань: будь, как дома - но не переступай некой черты, ты всё-таки принимаешь гостей. Можешь, конечно, позволить себе расслабиться там с друзьями, но... Хотя, когда у нас посвободнее, весь персонал тоже идёт танцевать - и обслуживать успевает. Мне кажется, так и надо...

''T.I.R.''-барАД: Насколько "T.I.R-club" похож всё же на питерские клубы?
Роман: Да нет, не похож. Всё равно это псковский получился клуб, такая псковская специфика. Всё здесь душевнее как-то. Даже насчет того же персонала - за каждой официанткой чувствуется личность какая-то. У нас ведь их половина поющих. Например, Ольга - вокалистка хард-группы СИЛУЭТ...
Стелла: Да, и очень приятно, когда ребята сами предлагают, как сделать наш клуб лучше. Дают такой творческий толчок.
Роман: Нет, непохоже на питерские клубы. Я бы сказал, у нас атмосфера потеплее. Не знаю, насколько актуально, но по негласным опросам вроде как мы входим в пятерку лучших в стране клубов. Пока что рано говорить, шесть месяцев нам всего, посмотрим, что будет, но пока все очень хвалят. Начиная от звука и кончая атмосферой. Единственный минус - город у нас маленький...

АД: Ну, и?..
Роман: Если в том же многомиллионном Питере взять, вытащить любителей всяких разных музык - будут набиваться залы. А у нас - нет.

АД: Так в "T.I.R-club" же уже начали ездить из других городов?.. Я, правда, больше по гостевой книге вашего сайта сужу...
Стелла: Конечно. Из Питера ездят, москвичей вот недавно много было. К нам уже приезжают и говорят: вот, у нас всегда были свои культовые места - "Молоко", "Фишка", "Китайский Лётчик" - но у вас совершенно свои ориентиры, у вас другие приоритеты здесь...
Роман: Понимаешь, мы действительно оказались между Москвой и Питером. По ситуации. Москва, грубо говоря, направлена на увеселение - а сейчас вообще тенденция на увеселение, времена "ТаMtAm"a давно прошли. А Питер можно рассматривать как город, где по-хорошему могут подзагружать - индастриалом, перфомансами, непростыми разными музыками, тяжелыми текстами. Мы же хотели выработать золотую середину: подзагружать плавно, но всё равно толкать свою линию. Несмотря на финансовые трудности. Потому что сколько народу придёт на весёлую музыку - и в два раза меньше придёт на загруз...

АД: Настолько меньше зрителей ходят слушать содержательную музыку?
Роман: Да, и это чувствуется. Ну, или если есть какой-то пиар у команды. Я могу по-разному относиться к группе, но если у той же ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ не очень весёлая музыка, у неё можно послушать и тексты, то... группа хорошо себя пиарит. Или ANIMAL ДЖАZ - то же самое...
Стелла: За примерами далеко ходить не надо. Вот у нас в графике стоят PЕР-SЕЕ и СКАЗЫ ЛЕСА. Я испытываю большую симпатию к СКАЗАМ ЛЕСА - но точно знаю, что они будут у нас в яме финансовой. По посещаемости. А на PЕР-SЕЕ все идут, идут, идут...
Роман: Народ перешел в сторону этих вот позитивных вибраций. Смысл даже не в том, что такие уж они позитивные, а в том, что страна стала такая... негативных вибраций. На самом деле, такие клубы как "T.I.R-club" - они вроде птицеферм. Вот, ЛЕНИНГРАД взять - они же сначала играли в "Китайском Лётчике". В клубе, который собирает 200 человек. Сейчас же они никогда не будут там играть. То есть такие клубы - они для групп как отправная точка, как база. Потом эти группы могут стать или популярными, или так и остаться клубными командами, что тоже хорошо. PЕР-SЕЕ, вот, тоже такую дорогу выбрали. Они как поссорились с Козыревым, так теперь на "Нашем Радио" и не появляются. Может, и хорошо, что они клубной командой и остаются. При этом у них какой-то шарм не исчезает. И это здорово. А выпусти их на стадион - кто знает, может, будет и фигово...

Антон в рубке управленияАД: А не есть ли все эти клубные группы всё ж таки хотя и альтернативное, но развлекалово и не более?
Стелла: Трудно сказать. Вот, например, группа Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК. Просто очень хороший коллектив, который надо смотреть. Там у них ничего серьёзного в текстах нет, но, понимаешь, они всё равно подают это таким макаром, что это выглядит очень серьёзно. Причём на записи всё это не так интересно, как на концерте. А Антон вообще очень странный человек: он тихо-тихо здесь сидел, очень аморфно себя вёл - а на сцене как начал отрываться! А потом, после концерта - снова всё. Такие они странные ребята...
Роман: Да, это было зрелище. Все были в шоке. Мы потом анкетный опрос в клубе делали: кого из уже выступавших команд вы вновь хотели бы видеть? Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК первые были.

АД: В той анкете ведь были и КИРПИЧИ, и TEQUILAJAZZZ, и АУКЦЫОН...
Стелла: Да, и всё равно ГРУЗОВИКИ были первые. А АУКЦЫОН, кстати, принимали хорошо - но спокойно так. Без особого аншлага и ажиотажа.

АД: Странно, мне казалось, из всех выступавших в "T.I.R-club" АУКЦЫОН - самая звёздная команда...
Стелла: Ну, не знаю... По брендовости, разве что. Хотя, вот, МОНГОЛ ШУУДАН, на мой взгляд - не меньшие звёзды...

АД: Что самое главное было сделано за эти полгода?
Роман: Мы набрали обороты. Которые сейчас будет замедлять лето. Хотя какие-то концерты мы всё равно будем проводить. Может быть, даже фестивали. С именами поизвестнее. Мои планы... я бы хотел привезти сюда ещё кучу групп. В том числе и заморских артистов. Можно привезти, например, TIGER LILLIES - культовую группу из Лондона, но насколько хватит энергии у народа - прийти, собраться на концерт... Хотя у нас хорошая публика - "губчатая", восприимчивая, но... Шесть месяцев - слишком короткий срок, чтобы сложить, сделать, составить какую-то аудиторию.

АД: Ну, мне кажется, у вас уже есть свой постоянный зритель...
Роман: Есть, но его маловато. У меня такое ощущение, что мы не вытащили из домов ещё и половины...
Стелла: Хотя были люди, которые приходили на концерты и даже покупали клубные карты на один раз...

АД: Ничего себе! (стоимость клубной карты 500 рублей, средняя стоимость билетов в T.I.R-club"e - 100-150 рублей - А. Д.)

Стелла: Да, на концерте MARKSCHEIDER KUNST это недавно было. Люди покупали не то чтобы билеты, а сразу клубные карты - как они сказали, только для того, чтобы чувствовать причастность... Нам, конечно, было очень приятно, что клубу так доверяют. Сейчас вообще сложилась такая тенденция: половина людей просто в клуб идут, им всё равно, на что идти. А вторая половина ходит непосредственно на концерты... Вообще, мы надеемся, что не собьемся с дороги. Конечно, хорошо бы привлечь разных там спонсоров, но учитывая нашу специфику - мы не можем привлечь, например, "МТС" или "Мегафон"...

АД: Вообще, в принципе?
Стелла: Ну, понимаешь, это всё равно, как если пригласить к себе в спонсоры "Макдональдс".

АД: Понял.
Роман: Хотя это тоже была бы хорошая шутка... Да они скоро сами к этому придут, они уже приходят.

АД: Почему "T.I.R-club" не дал толчка развитию местной музыки?
Стелла: Понимаешь, с одной стороны, можно эксперименты все эти просто слушать, и совсем другое дело - когда ты сам варишься в этой системе, видишь людей другого немножко мышления, наблюдаешь ещё одну сторону жизни. Может быть, требуется больше времени, чтобы сломать какие-то устоявшиеся принципы. А музыканты наши общаются в среде своей рок-тусовки, и какие там могут быть творческие идеи? Одни и те же.
Роман: Я тебе так скажу: когда были все эти "Псковские Вёсны" (ежегодный смотр-конкурс, проходивший в Пскове с 1997 по 2002 годы - А. Д.), разнообразия и качественной музыки в городе было больше, чем сейчас. Вот недавно у нас выступало сразу несколько местных групп - так выступали... рядком. Намного меньше стало команд интересных. Может быть, ещё потому что ворвалась электронная культура...

АД: А разве она у нас в городе вообще есть?
Роман: Её нет, на самом деле. Потому что она ворвалась сюда с помощью плохих примеров, с помощью плохих ди-джеев. А ведь это целое искусство. И то, что есть - очень убогое у нас.
И ещё такой момент насчет всех псковских групп. Наш клуб ведь неожиданно за такой короткий срок вдруг стал профессиональным местом. Здесь невозможна какая-то халява просто по игре. Посмотри на любую питерскую группу: можно по-разному относиться к их музыке, но все играют очень качественно.

АД: Да, я постоянно это замечаю...
Роман: Вот. Поэтому мы не сможем стать каким-то полигоном для местных команд. У них ведь вечно: то шнур он забыл, то джек... Такое раздолбайство - оно здесь как-то непозволительно.
Стелла: Если вспомнить, опять же, недавний фестиваль студенческого творчества, который мы вместе с КДМом устраивали. Нас просто попросили это сделать, поскольку несколько лет уже ничего подобного не было. Мы, конечно, пошли навстречу - нам же это тоже очень интересно: что происходит... Ну и... я не знаю, чего-то особо интересного, хотя бы просто какой-то другой музыки мы там не увидели.
Роман: Вот CHOCOLATE CHOICE разве что - единственная нормальная молодая группа. Ну, конечно, Ольга, которая у нас работает, со своим СИЛУЭТОМ нормальный концерт дала. У них устаревшая музыка, но то, как они подают её - бодро - приветствуется. Хотя бы так было бы... А всё остальное так неубедительно... А народ ведь на концертах несколько циничен, он не будет делать скидку на молодость, ему нужна волна энергии...

АД: Как вы считаете, чем кончится всё это?
Стелла: Смертью.

''T.I.R.''-лестницаАД: Ну... так пессимистично?.. Тогда такой вопрос: во что всё это вырастет?..
Роман: Я по-простому хотел - чтобы клуб хотя бы работал. А там всё само собой будет. Главное - чтобы клуб работал. Чтобы приезжали артисты, ди-джеи, театры. Чтобы всё это превратилось в то, чего я всегда хотел: человеку не нравится эта музыка - он разворачивается и уходит. Но завтра - завтра он придёт сюда на ту команду, что ему нравится. Всё равно придёт! И чтобы таких людей, которым нравится разная музыка, здесь было больше.
Стелла: Я надеюсь, продолжение будет в том, что, даже если мы не будем уже этим заниматься, всё это будет существовать. Пока - к нашему сожалению - всё это не стало ещё общей идеей и не может работать без нас. По объективным причинам не может. И, я думаю, когда-то наступит такое время, когда нас здесь не будет, в "T.I.R-club"е. Может быть, мы займёмся другими какими-то проектами - на нас надеяться-то нельзя: нам сегодня это интересно, а завтра - что-то другое. И это всё равно будет работать, это станет общей идеей, общим домом. Я считаю, это вообще было бы здорово.
Роман: Хотелось бы, чтобы больше клубов стало таких в Пскове - интересных, музыкальных, с живыми концертами, с хорошими ди-джеями...

АД: А не тесно будет в таком маленьком городе?
Роман: Я думаю, нет.
Стелла: К нам иногда интересные ди-джеи всё-таки приходят, предлагают делать электронные вечеринки. Но у нас всё-таки клуб... не то что другого формата, мы только "за" - но у нас скорее более экспериментальным течениям предпочтение отдаётся. Я бы здесь с удовольствием NETSLOV послушала - такой замечательный электронный проект. Или НОЖИК ЧУПС, такие все дела. А для такой "громкоговорящей" музыки нужен специальный клуб. У нас его в городе нет. Хороший проект - может, кто возьмётся сделать...
Роман: Радует то, что народ воспринимает всё хорошо. Учатся разбираться, где плохая музыка, где хорошая. На самом деле, были у нас и неудачные концерты. Кроме того, мы с живыми концертами пока можем осилить только пятницу и субботу. Хотя с удовольствием со вторника бы начинали. Пускай и неизвестные совсем команды играли бы, молодые. Но - если на них придут три человека, им даже дорога не окупается... Ты знаешь, сколько у меня уже демо-записей? Вот столько уже (широко разводит руки). Из Москвы, из Питера присылают. Очень интересные команды - но настолько неизвестные... Может быть, кто-нибудь из них у нас и выступит...

АД: А что нужно сделать, чтобы выступить в "T.I.R-club"е?
Роман: Демо-запись прислать и всё. Ну а мы, если будем дальше нормально существовать - я думаю, привезём сюда пару-тройку артистов с мировым именем. Возможность такая есть. Диаманду Галас, например, можно привезти...

АД: О Господи! Неужели?!
Роман: Да... Но - многие ли придут на её концерт?..

АД: Ну, как... Это же звезда!
Стелла: На самом деле, если посмотреть выкладку команд, отыгравших у нас за эти полгода - не каждый клуб может похвастаться столькими известными именами. Это надо наработать имя, чтобы к тебе ездили, и ездили с удовольствием... Может, ещё помогает и то, что Рома со многими людьми в дружеских отношениях состоит, а может, все так рады за Псков, что наконец-то у нас стало происходить что-то...

АД: Как сказал кто-то в гостевой вашего сайта - у вас просто хорошая реклама: каждый второй грузовик на трассе - с эмблемой клуба... Кстати, а откуда вы взяли именно такое написание? Понятно, что здание клуба - бывший тир, но - почему именно "T.I.R."?
Роман: "T.I.R." - "транснациональные дороги" ведь, а мы изначально такую задачу ставили: поднять культурный уровень Пскова посредством проезда, провоза через наш город, через наш клуб всей этой современной культуры. И так и получается ведь: МОНГОЛ ШУУДАН у нас были проездом, АУКЦЫОН проездом. Всё соответствует - "Транс Интернешнл Роуд"...

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 13 мая 2004, 15:00
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.019