ТЕЛЕВИЗОР, часть 2 (разные издания)


С вами говорит ТЕЛЕВИЗОР

Ленинградская рок-группа ТЕЛЕВИЗОР была создана на рубеже 1983-1984 годов студентом-инязовцем Михаилом Борзыкиным. Чтобы сразу же покончить с необходимой фактографией, напомню, вероятно, известные многим меломанам сведения. Первоначальный состав ТЕЛЕВИЗОРА абсолютно, кроме непременного солиста и лидера Борзыкина, отличается от сегодняшнего.

При всей социально-политической ершистости отечественного рока ТЕЛЕВИЗОР выделяется особенной остротой текстов. Поэтому, думаю, группа не стала шлягерной звездой масс медиа, хотя не раз появлялась на телеэкране. Второй причиной тому полагаю глубину песен ТЕЛЕВИЗОРА, рассчитанных на интеллектуального слушателя, которым редко оказывается зритель массовый. Впрочем, нынче модно раздавать подобные комплименты артистам, наделяя песни большей значительностью, чем есть на самом деле, а в случае чьего-либо невнимания объясняя нежеланием и неспособностью вникнуть в истинную суть.

Не стану подкреплять свидетельства таланта Михаила Борзыкина перечислением многочисленных успешных зарубежных гастролей ТЕЛЕВИЗОРА: в Польше, Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии. Замечу лишь, что в отличие от иных коллег, ТЕЛЕВИЗОР, подавшись за "бугор", сумел не только отовариться там шмотками и позабыться за время вояжей отечественным зрителям. Изрядно окрепло мастерство группы.

Вспомним первый, 1985 года, альбом ТЕЛЕВИЗОРА, выпущенный три года спустя фирмой "Мелодия" в качестве пластинки, - "Шествие Рыб". Там еще встречались явные подражания тому же Гребенщикову, которые я вижу в композициях "Вчера" и "Цветные Сны". Или красивые, но достаточно самоцельные стилизации, как "Дальний Восток".

В период концертного проката второго альбома - "Отечество Иллюзий", 1987 года создания - выразительности Борзыкина, на мой вкус, мешала сценическая манера. Находились апологеты, которые хвалили артиста за его тогдашний образ "сомнамбулического истерика", а мне казалось, он отвлекал от текстов, приобретавших все большую мощь и емкость.

Сегодня "жесткая новая волна" в музыке ТЕЛЕВИЗОРА плещет раскрепощенно. Сценическая пластика Борзыкина обрела отточенность и ритмичность. Поэзия... Помню, еще в одной из первых песен группы, задолго до альбома "Музыка Для Мертвых" (1989 год), меня потряс образ "Людей В Ожидании". Борзыкин рассказал о злобной давке в поезде, уходящем в город мечты.

Именно такой ракурс делает объемным последующие работы ТЕЛЕВИЗОРА. "Отечество иллюзий, что внутри, что снаружи, чем дальше, тем хуже" - это одновременно и мир снов - единственная неотъемлемая собственность человека, и реальная страна, построенная на фальши. Даже рефрен песни можно услышать по-разному.

"Оставьте меня, я живой!" -
с вами говорит телевизор


или

"Я буду думать своей головой" -
с вами говорит телевизор.


Группа всегда говорит лично о себе, но и о сидящем в каждом из нас стереотипе сознания, навеянном, в частности, и "ящиком".

Мне всегда нравилось, что отличать правду от лжи герой Борзыкина стремится не по формальным признакам, а заглядывая в глаза конкретному человеку. ("Я видел его глаза... твой папа - фашист".) Круг действий для себя определяет посильный: "Три-четыре гада мешают мне жить". И не устает рваться из сетей фальши: "Если это любовь, значит, я - импотент", если кругом звучит "музыка жирных сердец", то Борзыкину "чай без сахара!".

И в жизни Миша умеет сочетать романтические порывы с реальным осознанием действительности. Стал одним из инициаторов вступлений музыкантов в защиту экологической среды на Волге и Байкале в походе "Рок чистой воды".

А вот последние новости, которые сообщил Михаил Борзыкин: "1991 год стал периодом творческого переосмысления пройденного пути. В октябре вышла наша новая пластинка - "Мечта Самоубийцы". Сейчас идет смена состава группы, готовится материал для нового альбома, в котором - попытка музыкального эксперимента, связанного с поисками новых музыкальных красок и поэтических идей".

На кассете вы услышите песни из альбома "Мечта Самоубийцы". Музыка, слова и аранжировки М. Борзыкина.

Нина ТИХОНОВА, кандидат искусствоведения
"Кругозор" №4'1992



Михаил Борзыкин: "Для меня и музыка и текст находятся в абсолютной гармонии"

О группе ТЕЛЕВИЗОР еще лет 5 назад многие говорили как о настоящей рок-сенсации, как о самой революционной группе в стране, переживающей пик популярности групп социального рока. По дерзости и бунтарству они обошли даже АЛИСУ, произведя эффект разорвавшейся бомбы на IV фестивале ленинградского рок-клуба в 1986 году. Их песенный призыв "Выйти Из-Под Контроля" всерьез напугал тогда многих функционеров от культуры. Да что там функционеров - даже коллеги по рок-сцене и те посчитали такую дерзость опасной в плане последующих "рок-репрессий".
Но время все меняет, и после "Отечества Иллюзий", известнейшего альбома ТВ 1987 года, группе подобного же успеха достичь уже не удавалось. Виной тому, видимо, были постоянные смены составов, периоды распадов и полураспадов. И вот, после недавнего нового воскрешения, ТЕЛЕВИЗОР - участник екатеринбургского фестиваля "Рок-Арсенал", на котором мне и удалось побеседовать с Михаилом Борзыкиным, неизменным лидером группы.


- Миша, с каких пор ты начал свой путь в музыку? И когда ты понял, что рок - это твое?
- Вообще-то музыкой я занимаюсь достаточно долго - лет с восьми. В ту пору бабушка определила меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Поскольку ходил я туда не по своему желанию, то и особой любви к занятиям музыкой я тогда не испытывал.
Роком же по-настоящему стал интересоваться в 8-9-м классах. Начиналось все это с увлечения музыкой БИТЛЗ, МАШИНЫ ВРЕМЕНИ...

- ТЕЛЕВИЗОР долгое время лихорадило с составом. А нынешний состав группы можно назвать стабильным?
- С уверенностью этого сказать нельзя. Группа до сих пор находится в стадии формирования. Практически два года группа не выступала, не давала концертов. И я вообще удивляюсь, что нас сюда пригласили, что нас еще помнят. Причины же распадов чаще кроются в том, что люди не всегда притираются друг к другу, да и я - человек довольно требовательный...

- Это, наверное, твой главный недостаток?
- Мой основной недостаток в том, что я, мягко говоря, бываю очень несдержан.

- У Михаила Борзыкина на нашей рок-сцене сложился имидж бунтаря-одиночки. То есть, ты никогда не бросал клич "Мы вместе!", речь скорее шла от своего лица и о себе. Ты по своей природе индивидуалист?
- Во-первых, только не бунтарь. Так называли меня в прессе различные рок-критики, упирая на политическую сторону песен. Вообще-то меня всегда раздражало и обижало то, что эти критики считали нас группой, пишущей исключительно политические тексты, отказывая нам в праве на музыкальность. Между тем, для меня и музыка и текст находятся в абсолютной гармонии, и то, что рок-критики не замечали музыкальную сторону группы, говорит лишь об их уровне музыкальной образованности. А что касается моего характера, то скорее всего я действительно индивидуалист.

- Но у ТЕЛЕВИЗОРА тем не менее нет чисто лирических песен, так называемых "песен о любви"...
- Нет, почему же? Вот в нашем альбоме "Дым-Туман", выходящем через 2 месяца, есть песня исключительно о любви - "Я У Вольных, У Ворот"...

- Миша, а в наше время у тебя не возникает желания написать песню по типу "3-4 Гада" и посвятить ее нашему правительству?
- Нет, сейчас не возникает. Я вообще считаю, что мы пришли к естественному своему состоянию. То есть наша страна возвращается к пещерным временам, к превращению человека в обезьяну, к тому, к чему все собственно и двигалось. Думаю, так оно и должно было стать. Единственное, что радует - то, что теперь уже никто не прикрывается лозунгами о светлом будущем, о построении коммунизма. Эта жизнь меня, конечно, ломает, раздражает, но я понимаю, что наша страна идет к тому, к чему давно движется все остальное человечество.

- На сцене ты производишь впечатление очень спортивного, сильного человека. Ты занимаешься спортом?
- Специально нет. Обыкновенная гимнастика, закаливание, т. е. я стараюсь, конечно, поддерживать спортивную форму.

- Ты известен еще и как человек, достаточно критически относящийся к любым рок-авторитетам. И все же нравится ли тебе кто-либо из современных исполнителей, коллег по рок-сцене?
- Очень нравится НАСТЯ - интересная, самобытная группа. Люблю АЛИСУ, но только когда они в форме...

- Борзыкин противостоял не только официозу, но и в самой рок-тусовке, по-моему, он был как-то особняком...
- Да, я не принимаю многого из того, что было и есть. Мне не нравятся эти совместные пьянки, я привык больше внимания уделять музыке, а не тому, что ее окружает. Возможно, поэтому и меня многие не воспринимали...

- Сейчас достаточно много книг выходит о самых разных группах. Иногда в роли биографов выступают сами музыканты, иногда рок-журналисты. По поводу ТЕЛЕВИЗОРА нет никаких задумок?
- Нет. Сами мы не пишем книги, да и смысла в этом не видим. А чтобы о нас писали известные рок-обозреватели, так это опять же надо ходить у них в друзьях, с рок-критиками нужно вместе пить.

- Есть также мнение, что для рок-музыкантов сейчас только два способа существования: уход в подполье ("назад в подвалы") или же продаться шоу-бизнесу. Твой выбор и твое мнение по этому вопросу?
- Я лично так не думаю. По крайней мере, за ТЕЛЕВИЗОР я могу сказать, что мы не продавались и продаваться не собираемся. Хотя и у меня возникают мысли и сомнения по этому поводу. Иногда чувствую: "вот эту грань перейти нельзя". То есть всегда подсознательно понимаешь грань допустимого, инстинктивно чувствуешь, где будет "продажа", а где - нет. Группы в подполье тоже есть и будут существовать, но мы это уже переросли. И в то же время мы хотели бы остаться независимыми ни от кого.

Интервью брала Светлана КОШКАРОВА
"Субботняя Газета" (Курган) №7/1993



ТЕЛЕВИЗОР 93-го года выпуска

В 1984 г. молодые питерские рок-музыканты объединились в группу, название которой придумали почти сразу. Так как отечественная эстрада была наводнена всякими ПОЮЩИМИ ГИТАРАМИ, ДОБРЫМИ МОЛОДЦАМИ и ПЕСНЯРАМИ, решили - название должно быть мужского рода, единственного числа. И в то же время, чтобы оно ни к чему не обязывало и позволило играть любую музыку. Так родился ТЕЛЕВИЗОР, в котором главная роль принадлежит Михаилу Борзыкину. Он - автор музыки и текстов, вокалист и клавишник.

- За последние полгода у нас полностью изменился состав. Неизменным элементом остался я сам. Но с новыми музыкантами мы неплохо сработались - скоро должна появиться пластинка "Дым - Туман".

- ТЕЛЕВИЗОР с самого своего рождения несет на себе клеймо "самой пессимистической и эпатажной рок-группы"...
- В общественном сознании, не без участия прессы, сформировался именно такой образ. Правдивый взгляд на жизнь всегда вызывает поверхностный пессимизм, но за этим стоит желание изменить ситуацию к лучшему. Я лично пессимистом себя не считаю. Более того, в нашей новой программе стало больше светлых тонов, больше современной ритмики. Я пытался синтезировать элементы африканской музыки, хип-хопа и рок-н-ролла последних 30 лет. Ведь кардинально что-то новое изобрести при помощи этих инструментов сложно. Думаю, что в искусстве, и в частности в музыке, произошел определенный круг.

- Что же является для тебя стимулятором творчества?
- В основе любого творчества так или иначе - конфликт личности и толпы, "массы". Моя задача - отстоять эту индивидуальность в рамках ТЕЛЕВИЗОРА. Меня, например, в последнее время ужасно раздражает массовое увлечение различными религиями.

- Ты атеист?
- Нет, я, безусловно, верю в существование некоей абсолютной сущности. Но это глубоко интимное понимание. У каждого, мне кажется, должна быть персональная религия и свое понимание Бога. Верить во что-то или в кого-то хочется, но конкретно в Кришну или в Христа не получается. Я неоднократно беседовал с представителями разных конфессий. В их рассуждениях столько противоречий! Главное, что мне не нравится - отношение "слуга-хозяин". Я хочу разговаривать со своим Богом один на один, мне не нужны посредники.

- Когда-то ты был активным участником всех акций ленинградского рок-н-ролла. Что происходит сейчас с клубной деятельностью?
- Идет нормальный процесс медленной кремации рок-клуба как музыкального братства. Зато рок-н-ролльная жизнь перекочевала в маленькие клубы: "Там-Tам", "Инди", "Мегамикс"... В каждом из них своя публика и определенной направленности музыка. Старая гвардия в лице АУКЦЫОНА, ДДТ, НАУТИЛУСА и т. д. продолжает свое дело. А группы более молодого поколения грешат пением на псевдоанглийском языке. Создается впечатление, что люди приходят на сцену для того, чтобы получить минимальный контракт в каком-нибудь берлинском клубе, отыграть там пару концертов и вернуться сюда "крутыми", купив там подержанный авто. Есть, правда, несколько интересных групп (ОПАСНЫЕ СОСЕДИ, ДВА САМОЛЕТА, ЖЕЛТЫЙ ДОМ), но их так мало. Да и в среде тех, кто играет неплохую музыку, культивируется либо алкоголь, либо наркотики, как у Джима Моррисона. Но сначала нужно быть Моррисоном, а потом колоться.

- Что тебя удерживает в музыке? Ведь ты неплохо владеешь английским языком (4 курса филфака ЛГУ) и мог бы себе найти более денежную работу?
- Когда я начинал, то прежде всего у меня было желание что-то сказать. Этот энтузиазм сохранился и по сей день. С годами у меня выработалась определенная непритязательность. Я не бухаю, по большому счету, в рестораны не хожу, машины у меня нет, квартира коммунальная. Я сам себя ограничил и не имею на этот счет никаких амбиций. Но взамен я имею возможность переводить себя в другое состояние. Так или иначе все мои песни - это обращение к Богу. И, думаю, это отношение сохранится. Сейчас такое время, когда выживет только сильнейший. Тот, кто будет делать свое дело, не продаваясь почем зря.

- Но таланты могут погибнуть, так и не раскрывшись...
- Я всех хочу призвать не опускать руки. Да, большинству сегодня приводится нелегко. Нет дешевой колбасы, но зато есть возможность делать то, что ты хочешь. Можно отдаться деньгам и зарабатывать миллионы, а можно отдаться творчеству, и к тебе уже не придет комсомолец и не скажет: "Не пой эту песню!" Я за то, чтобы все шло естественным путем. Никакого социального равенства не может быть. Человек человеку - волк. Но сейчас общество живет по более естественным законам, а это залог того, что все в конце концов стабилизируется.

В. ПОЛУПАНОВ
"Я - Молодой" №13(19), июль 1993



ТЕЛЕВИЗОР - "Дым-Туман"
RDM

Добрый вечер! "С вами говорит..." Да, ТЕЛЕВИЗОР снова здесь. Добавлять ничего не надо, у него и так все есть: и "вкусный" звук, и модная гитара, и хиты, и перелицовка старого боевика, и БИТЛЗ не забыли. В общем, старательно сделанный, цельный альбом. Может спокойно претендовать на звание лучшего релиза года. И по форме, и по содержанию.

Но вот проблема! Когда вышла "Мечта Самоубийцы", была надежда, что это лишь слабый альбом перед очередным взлетом. Надежд больше нет, но появились опасения. Вдруг ТВ теперь будет делать всего лишь только хорошие альбомы.

Леонид ФОМИН
"Rock-Fuzz" №12'1994





<< Предыдущая часть

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 января 2008, 16:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Путь к Успеху"Старый Пионэр26.03.2002
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "МегаМизантроп"Старый Пионэр08.02.2005
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Дежавю"Старый Пионэр01.09.2009
РецензииТЕЛЕВИЗОР - "Ихтиозавр"Старый Пионэр24.11.2016
СтатьиЛедоход (ТЕЛЕВИЗОР в "Red Club", Петербург, 4.03.2006)Jolly13.03.2006
СтатьиТЕЛЕВИЗОР в "Орландине" (Петербург, 22.12.2006)Старый Пионэр08.01.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "Так начинался ТЕЛЕВИЗОР"Старый Пионэр01.02.2007
СтатьиМихаил Борзыкин: "ТЕЛЕВИЗОР тогда схлынул в андеграунд" (продолжение)Старый Пионэр22.02.2008
СтатьиМихаил Борзыкин (ТЕЛЕВИЗОР): Неполитическая информацияАлексей Анциферов19.12.2011
СтатьиУбили Кенни! (ТЕЛЕВИЗОР в "Yotaspace", Москва, 15.09.2016)Старый Пионэр20.09.2016
АрхивТЕЛЕВИЗОР, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр15.06.2006

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.1 / 6 / 0.023