Средневековый рок-н-ролл (STARY OLSA в театральной студии "Фантазия", Брест, 20.02.2016)


О грядущем приезде в Брест основоположников белорусского медиевал-фолка я узнал от друзей и поначалу воспринял информацию спокойно, потому что на концертах ансамбля средневековой музыки STARY OLSA мне приходилось бывать много раз. Но друзья проявили настойчивость, посоветовав посетить брестское выступление...

Нынче брестскую публику мало чем можно заинтересовать. Зачастую концерты проходят при полупустых залах. Исключение составляют разве что ДАЙ ДАРОГУ! и СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА, собирающие полные залы. Что касается фестивалей или "солянок" - фанаты зачастую приходят исключительно на сет своей любимой группы, после чего покидают помещение.

Однако концерт STARY OLSA проходил при полном аншлаге. Подавляющее большинство публики составляла молодежь. Надо сказать, что данное мероприятие имело свои характерные особенности. Во-первых, лидер коллектива Змитер Сосновский, ученый-фольклорист, которого по имени-отчеству надо бы величать, стряхнул с себя флёр академизма и шутил, так сказать, на грани фола. Даже если бы он ввернул в свои речи крепкое словцо, это выглядело бы органично. Во-вторых, STARY OLSA провели мастер-класс по средневековым танцам.

То, что делали в этот вечер Змитер и его коллеги по группе, можно с полным правом назвать "средневековым рок-н-роллом". Оговорюсь: данное понятие распространяется не только на каверы хитов западных исполнителей и групп, но и на весь без исключения репертуар. Публика угорала, музыканты - тоже.

Выступление открывалось композицией "Balkano". Таким образом, STARY OLSA не очень быстро, но уверенно продолжают осваивать фольклор европейских стран. Территория между посадочными местами и сценой заполнилась танцующими людьми.

Можно ли считать "Platerspiel" кавером? Отчасти - да. Эта пьеса украшает репертуар многих групп. Хотя, наверное, правильнее говорить о еще одной версии, предложенной группой Змитерв Сосновского.

А вот предлагаемые СТАРЫМ ОЛЬСОЙ кавер-версии классики западного рока могли бы составить отдельную тему. На концерте прозвучали "One" METALLICA, "Another Brick In The Wall" PINK FLOYD, "Californication" RED HOT CHILI PEPPERS, "Child In Time" DEEP PURPLE... Оказывается, на белорусской дуде можно сыграть соло ничуть не хуже, чем на органе или электрогитаре! "Ob-La-Di Ob-La-Da" THE BEATLES превратилась в инструментал, в котором "вокальная партия" также была поручена дуде.

Затем Змитер Сосновский обратился к публике с вопросами (здесь и далее привожу по памяти и в собственном переводе с белорусского): "Как называется музыкант, играющий на гудке? - и сам предложил несколько вариантов: - Гудошник. Гудец. Губздец..." В итоге вопрос так и остался открытым. "А как называют музыканта, играющего на ребеке? - это старинный струнный смычковый инструмент. - Ребекист. Ребешник. Ребздешник..." Зрители ухохатывались, но правильного ответа никто не дал...

Затем мы услышали французский танец "Ai Vis Lo Lop". Змитеру, по-видимому, очень хотелось поговорить. И он предварил песню "Ave Maria" (которую, к слову, сам перевел на белорусский) пространными рассуждениями о подкаблучничестве.

Какой же рок-н-ролл без спиртных напитков? А средневековый - и подавно. "Алкогольную" дилогию составили песни "П'юць Піва" ("Пьют Пиво") и "Келіх Кола" ("Рюмка Круга" или "Бокал Круга"). А пивная тема ближе к концу концерта еще получила свое продолжение.

"Рыцарская Кола" (в данном случае "Кола" - круговой или хороводный танец, распространенный у некоторых славянских народов) подвела нас к следующей части концерта.

Мария Шарий отложила в сторонку свои флейты и шалмеи и провела со зрителями самый настоящий мастер-класс. Желающих освоить европейские средневековые танцы оказалось очень много. Всего предполагалось разучить пять танцев. Мария показывала движения, а зрители старательно повторяли, тем более что запомнить их было несложно. Так были выучены бретонский "Marazula", старобелорусский "Ой-Ра" и румынский "Drumul Draculi"...

Театральная студия "Фантазия" располагается недалеко от жилых домов, а потому проводить в ней какие-либо мероприятия в позднее время категорически воспрещается. Так что Змитеру Сосновскому пришлось вмешаться и безжалостно прервать мастер-класс. "Остальные танцы разучите как-нибудь потом", - сказал он. Стрелки часов приближались к 22:00. необходимо было заканчивать концерт. И лидер СТАРОГО ОЛЬСЫ объявил последнюю песню "У Карчме" ("В Корчме"). Ее припев состоит лишь из одного междометия "О-о-ой!", которое должны произносить все зрители, и как можно громче. Получился большой хор из 200 (а, быть может, и более) человек. Публика не унималась, и СТАРОМУ ОЛЬСЕ пришлось выходить на бис. Все вместе спели еще один хит - "Літвін".

"Я-шчэ! Я-шчэ!" - орали молодые люди. В ответ Змитер предложил всем желающим выйти в фойе, где можно будет приобрести диски, получить автографы, вместе сфотографироваться и пообщаться. Такой вариант, похоже, устроил всех.

Большое спасибо промо-группе "Зал Ожидания" за организацию концерта, Змитру Назарову - за аккредитацию, Александру Ковалевичу - за дружеский совет.

Фото: Вера ЕРЁМОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 марта 2016, 18:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииSTARY OLSA - "Kola Rycerska"Геннадий Шостак25.04.2016
СтатьиУрок молодости (STARY OLSA в ДК МАЗ, Минск, 16.11.2014)Геннадий Шостак10.12.2014
СтатьиВерные средневековью (STARY OLSA в Молодежном театре эстрады, Минск, 15.04.2016)Геннадий Шостак27.04.2016

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.011